В процессе эстетической деятельности, при создании швейных изделий и изделий декоративно - прикладного искусства человек может достичь вершины своего художественного мастерства. Создаваемые на таком уровне изделия имеют уже художественную ценность, что способствует формированию мировоззрения, эстетических вкусов и идейных убеждений, раскрывает богатый духовный мир – мир прекрасного. Эстетические взгляды и эстетическое мировоззрение человека, указанные категории формируются в процессе значений эстетических законов и категорий эстетики.
Технологическая деятельность выполняет одновременно несколько функций: познавательную, нравственную, воспитательную и художественно-образовательную. С трудом человек связан повседневно на протяжении практически всей жизни (от элементарных операций самообслуживания до сложнейших видов познавательной и практической деятельности).
В процессе естественно-исторического развития человек сталкивается с различными природными явлениями и обстоятельствами общественной жизни. Одни явления оказывали на него положительное благоприятное воздействие, другие отрицательное, неблагоприятное. Встретившись с такими воздействиями, человек обратил на них внимание и попытался, как-то определить к ним своё отношение.
В основе эстетического развития человечества лежит стремление к гармонии и совершенству. На основе этих стремлений, ещё в мифологических представлениях, формировались эстетические взгляды и понятия о прекрасном и противостоящем ему враждебном, безобразном. Характерно, что подобные представления складывались в процессе взаимодействия человека с миром и, прежде всего в его деятельности.
В длительном процессе достижения большей или меньшей гармонии в способах своей жизнедеятельности и в различных формах взаимодействия с миром человек в окружающей его действительности, в самом себе открывал всё новые признаки, характеризующие степень воплощения или отсутствия упомянутой гармонии. В труде человек получил наслаждение от результатов успешных творческих, физических и умственных усилий, от совершенства форм устанавливаемых им предметов, от преображения им самим окружающего мира.
Однако труд бывал и чрезмерно тяжелый, бесплодный по результатам, который вызывал в человеке неприятие, рождая ощущение безобразного. Из общей гаммы чувств, общей системы сложных отношений к труду как способу освоения мира человек научился выделять эстетические чувства, своё идейно-эмоциональное отношение к труду, которое он начал постепенно переносить на все другие явления мира. Так, в процессе естественно-исторического развития возникли представления о прекрасном, безобразном, возвышенном, неизменном, трагическом, комическом и иных разновидностях эстетического, которые являются основными категориями эстетики. Чувствование и осознание труда как чего-то возвышенного, романтического, прекрасного, так же, как и восприятие его как явления безобразного, представляет собой различные стороны эстетического отношения к труду. Осознание человеком своего эстетического отношения к труду побудило его к попыткам вычленения и обобщения красоты труда и действительности, к созданию специальных, особых, специфических произведений, в которых концентрируется эстетическое мировосприятие и мироощущение человека.
В труде человек выступает в сложной совокупности социально-психо-логических характеристик, а поэтому эстетическое воздействие труда теснейшим образом связано с нравственным воспитанием, с формированием культуры общения, с переживаниям целесообразности как красоты: эстетическое переживание труда способствует преодолению досадной исторической обусловленной и исторически приходящей разорванности красоты и утилитарности, в труде человек не только созерцает, но и сам творит красоту.
Нетрудовое воспитание не только инструмент эстетического формирования личности. В нем в меньшей степени основное содержание, цели и смысл трудового воспитания нуждаются даже не в подкреплении, а в сплавленности с эстетическими моментами воспитательного процесса. В строгом смысле слова эстетические начала выступают не как сопутствующие, но как необходимые характеристики трудового воспитания.
Труд - одна из определяющих характеристик человеческого существования в мире. Обособившись от животного мира, став деятельным природным существом, человек оказывает в условиях необходимости труда, поскольку, по словам Ф. Энгельса "его нормальным состоянием является то, которое соответствует его сознанию и должно быть создано им самим". Это "нормальное состояние" - непрерывное созидание, творчество, преобразование как природной, так и социальной действительности, а главное - постоянное развитие самого человека: его органов чувств, мышления, речи, тела. Карл Маркс в "Капитале" блестяще доказал, что человек одновременно и предпосылка истории, и её результат. Человек - субъект труда, но, с другой стороны, история человека, есть история его становления трудом.
Влияние коллективных форм учебной деятельности на мотивацию учения
Различные формы коллективной деятельности учащихся играют значительную роль в становлении мотивации учения, что объясняется несколькими обстоятельствами. Большое значение имеет включение всех детей в активную учебную работу, т.к. только в процессе деятельности может формироваться нужная мотивация. ...
Российское образование в 30–80‑х гг
Сложившаяся к началу 30‑х гг. в СССР тоталитарная государственная система не могла не отразиться и на школе. И.В. Сталин лично участвовал в разработке серии постановлений ЦК ВКП(б) 1931–1932 гг. о школе. Эти постановления полностью отменяли идеи единой трудовой школы. Вводились всестороннее ц ...
Особенности организации взаимодействия учителя с учащимися с учетом
психологической проблемы
Теоретические исследования и практический опыт показывают, что знание предмета оказывается более прочным, когда предмет учебной деятельности выступает как средство общения. Правильное соотношение деятельности и общения позволяет органично сочетать обучающую и воспитывающую функции учебного процесса ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.