В процессе художественно-трудовой деятельности необходимо не только развивать у школьников эстетическое чувство, идейно-эмоциональное отношение к действительности и искусству, но и формировать нравственно-эстетическое отношение к жизни и труду, развивать лучшие нравственные черты. Красивое оформление учебного помещения, чистота и порядок в нём, правильно организованные рабочие места имеют большое воспитательное значение. Всё это дисциплинирует ребят, способствует повышению культуры их труда и творческой активности.
Эстетическое воспитание учащихся в образовательной области "Технология" протекает успешно, если идеи морали и красоты постоянно пронизывают трудовую деятельность учащихся и способствуют накоплению у них практического опыта, развитию творческих сил и способностей, формируют интерес к труду "по законам красоты".
Основным условием эстетического воспитания в образовательной области "Технология" является: практическая деятельность, организация которой, предлагает формирование у школьников представлений и понятий о прекрасном в труде, его результатах, в отношениях между участниками трудовых дел; воспитание эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости; наличие коллективной творческой деятельности.
В целях эстетического воспитания в процессе обучения учащихся в образовательной области "Технология" необходимо:
- во-первых, знакомить учащихся с передовой техникой, современными технологическими процессами и передовым производством. Это мотивирует школьников к ценностно-ориентированному отношению к трудовой деятельности;
- во-вторых, вовлекать в трудовую деятельность как можно больше учащихся. Это будет способствовать расширению кругозора у учащихся развитию их творческих способностей;
- в-третьих, деятельность трудовых ученических коллективов состоит в том, чтобы они помогали педагогам в формировании общественного мнения учащихся, участвовали в решении задач по трудовому воспитанию и профессиональной ориентации. Формы трудовых объединений необходимо выбирать с учетом местных условий и возможностей. Физический труд, в сочетании с культурным досугом будет способствовать воспитанию высоких моральных качеств, здоровых потребностей;
- в-четвертых, сочетать общественно-полезный труд с техническим творчеством и опытнической работой, охраны природы, изучение родного края, трудовых традиций. В активном труде формируется сознание собственной ценности его результатов, постигается красота преобразующей деятельности.
Для того чтобы, стать обучающим и воспитывающим, труд должен быть не только эффективным и производительным, но и нести в себе моральное удовлетворение, вызывать эстетические чувства. Трудовая деятельность обязательно должна раскрываться как радость и красота, иначе она может превратиться в тягость и обузу. Вместе с тем необходимо помнить, что воспитание у школьников отношения к труду как явлению эстетическому следует идти от нужд общества, от необходимости труда к раскрытию и созданию красоты в нём.
Для того чтобы обнаружить перед школьниками красоту труда, необходимо труд, в котором они участвуют, педагогически организовать.
Организация труда должна быть системной и обязательно предусмотреть ряд элементов. Первое - цель труда или, как говорят психологи, установка. Труд, организованный в педагогических целях, нельзя представить себе вне общественных целей и мотивов. Что же касается производительного труда школьников, то его цель не только в производстве общественно-полезного продукта или исполнении общественно - полезной работы, но и в одновременном воспитании и обучении, в показе общественной ценности труда, в привитии школьникам трудовых умений и навыков, в развитии личностных качеств, необходимых для общения в коллективе.
Вторым важнейшим элементом системы производительного труда школьников является его содержание и процесс, при организации которых, необходимо выделить такие педагогически важнейшие элементы, как наличие требований к творческому потенциалу личности школьника, посильность труда, четкость, ритмичность, оформленность его организации. Третий элемент, входящий в систему - результат труда. В результате труда, в опосредованном виде находят своё воплощение и цель трудовой деятельности, и организация, и творческие стремления личности. По результату труда можно судить о его организации и степени эстетического развития личности.
Методика логопедического обследования дошкольников с нарушением зрения
С учетом выше сказанного проводится логопедическое обследование дошкольников с нарушением зрения для выявления уровня речевого недоразвития и составления коррекционной работы по формированию лексико-грамматического строя речи. Методика логопедического обследования должна быть построена так, чтобы м ...
Виды адаптации
1. Высокий уровень адаптации Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; глубоко и полно овладевает программным материалом; решает усложненные задачи, прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя, вып ...
Теория элементарного образования Песталоцци
Один из основоположников дидактики начального обучения, швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746–1827), окончивший два курса коллегиума Каролинум, вел активную просветительскую деятельность, организовал ряд приютов для детей из беднейшей среды, где сироты жили и учились. И.Г. Песталоцци б ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.