Педагогика и образование » Содержание, формы и методы эстетического воспитания учеников 5-9 классов на занятиях технологии кулинарии » Педагогические условия организации эстетической воспитательной среды в процессе обучения учащихся 5-7 классов на занятиях технологии кулинарии

Педагогические условия организации эстетической воспитательной среды в процессе обучения учащихся 5-7 классов на занятиях технологии кулинарии

Страница 2

Необходимо отметить, что указанные отношения составляют внутреннее единство с нравственными отношениями и оценками, а также технологическими, экологическими и общественными. Поэтому, утилитарно-практический подход к предмету труда, являющегося, как известно, предметом природы, должен строиться на принципах нравственности и гуманизма, эстетической и технологической этики. Соблюдение указанных принципов в сочетании с пониманием эстетического как общечеловеческой ценности, позволяет в процессе производительной деятельности оптимально использовать объективные эстетические и технологические свойства предмета природы, создать необходимую художественную форму, художественное качество и образ производимого продукта. В таком подходе решаются педагогические задачи формирования у школьников внутренней эстетической культуры, которая предопределяет ценностное отношение к общественным функциям создаваемого изделия.

Формирование у школьников указанной системы ценностей органично связано с их пониманием, что художественная форма, художественное качество и образ производимого продукта зависят не только от естественных свойств предмета труда, но и от тех общественных обстоятельств, в которые он включён: социально-экономических условий, духовно нравственного состояния общества, его традиций, уровня развития материального производства, научных знаний и профессионализма, эстетической культуры и ценностных ориентацией его участников и других факторов. Мощнейшим фактором эстетического воспитания школьников является системно-деятельный подход. Он, наряду с освоением учащимися эстетической теории, природного и общественного мира, народно художественного творчества, дизайна, декоративно-прикладного искусства, произведений искусства, архитектуры, предполагает непосредственное участие школьников в творческом процессе создания красоты.

Указанный процесс должен протекать под совокупным воздействием перечисленных компонентов, а также строиться на взаимосвязи эстетических и технологических принципов и категорий. Известно, что красота и гармония любого изделия основывается на общехудожественных законах (целостности, тектоники, традиции), а также закономерностях, приёмах и средствах композиции (масштаб, пропорции, контраст, ритм, метричность, симметрия, асимметрия, статика, динамика, использование цвета, фактуры, текстуры и т.д.).

В художественном качестве создаваемого продукта, выраженного функциональной, конструктивной, эстетической формой и логичностью, качеством и современностью технологических решений, воплощены природные и социальные особенности предметов в их отношении с практикой освоения человечеством окружающего мира и общечеловеческом значении. Поэтому у школьников необходимо формировать отношение к предметам, средствам и результатам труда с общечеловеческих позиций, раскрывать их общественно-исторический и социо-культурный характер. В указанный процесс входит воспитание у студентов общественно ценностного отношения к производимой вещи, с точки зрения сферы потребления, в которой каждая полезная вещь одновременно является социальной, целесообразной, эстетически совершенной, культурной и т.д. Достижение учащимися в процессе самостоятельной эстетической деятельности функциональной и декоративной красоты создаваемого изделия на основе монизма технологии и эстетики оттачивает глубину логического научного, эстетического, технологического мышления тонкость чувств, развивает у школьников умение действовать научно обоснованно, целеустремленно, продуктивно, избирательно, общечеловечески значимо. Они занимают важнейшее место в структуре деятельности эстетически образованной и воспитанной личности. Создаваемые в процессе указанной деятельности изделия выступают не только как объекты познания, но и как двигательные силы достижения эстетического идеала, мотивации творческой деятельности.

Формирование творчески активной личности учащегося в процессе его эстетической подготовки должно являться высшей формой его приобщения к эстетической просвещенности и культуре, социальной значимости и самоценности. Активизация самостоятельного эстетического творчества школьников, вершиной которого является развитие у него эстетико-творческих потребностей, должна опираться на мощный педагогический, психологический, образовательный и воспитательный потенциал полифункционального формирующего воздействия познавательной эстетической деятельности на личность. Оно реализуется в процессе активного теоретического и практического освоения ею окружающего предметного мира по законам красоты.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Методические разработки уроков по теме «Обратные тригонометрические функции»
С учетом методических рекомендаций, приведенных выше, и на основании учебников для школ с углубленным изучением математики были разработаны уроки по теме «Обратные тригонометрические функции». Конспект урока по алгебре №1 (10 класс) Урок – лекция Тема урока: Обратные тригонометрические функции. Арк ...

Понятие, сущность и принципы дошкольного образования
Дошкольное образование в России - обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка дошкольного возраста от 2 до 7 лет. Дошкольное образование предназначено для обеспечения умственного, физического, личностного развития ребенка в возрасте от 2-х месяцев до 7-ми лет. Учрежден ...

Воспитательная деятельность как фактор становления ценностных ориентаций учащихся
Сущность, структура воспитательной деятельности Педагогическая деятельность представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0094