Необходимо отметить, что указанные отношения составляют внутреннее единство с нравственными отношениями и оценками, а также технологическими, экологическими и общественными. Поэтому, утилитарно-практический подход к предмету труда, являющегося, как известно, предметом природы, должен строиться на принципах нравственности и гуманизма, эстетической и технологической этики. Соблюдение указанных принципов в сочетании с пониманием эстетического как общечеловеческой ценности, позволяет в процессе производительной деятельности оптимально использовать объективные эстетические и технологические свойства предмета природы, создать необходимую художественную форму, художественное качество и образ производимого продукта. В таком подходе решаются педагогические задачи формирования у школьников внутренней эстетической культуры, которая предопределяет ценностное отношение к общественным функциям создаваемого изделия.
Формирование у школьников указанной системы ценностей органично связано с их пониманием, что художественная форма, художественное качество и образ производимого продукта зависят не только от естественных свойств предмета труда, но и от тех общественных обстоятельств, в которые он включён: социально-экономических условий, духовно нравственного состояния общества, его традиций, уровня развития материального производства, научных знаний и профессионализма, эстетической культуры и ценностных ориентацией его участников и других факторов. Мощнейшим фактором эстетического воспитания школьников является системно-деятельный подход. Он, наряду с освоением учащимися эстетической теории, природного и общественного мира, народно художественного творчества, дизайна, декоративно-прикладного искусства, произведений искусства, архитектуры, предполагает непосредственное участие школьников в творческом процессе создания красоты.
Указанный процесс должен протекать под совокупным воздействием перечисленных компонентов, а также строиться на взаимосвязи эстетических и технологических принципов и категорий. Известно, что красота и гармония любого изделия основывается на общехудожественных законах (целостности, тектоники, традиции), а также закономерностях, приёмах и средствах композиции (масштаб, пропорции, контраст, ритм, метричность, симметрия, асимметрия, статика, динамика, использование цвета, фактуры, текстуры и т.д.).
В художественном качестве создаваемого продукта, выраженного функциональной, конструктивной, эстетической формой и логичностью, качеством и современностью технологических решений, воплощены природные и социальные особенности предметов в их отношении с практикой освоения человечеством окружающего мира и общечеловеческом значении. Поэтому у школьников необходимо формировать отношение к предметам, средствам и результатам труда с общечеловеческих позиций, раскрывать их общественно-исторический и социо-культурный характер. В указанный процесс входит воспитание у студентов общественно ценностного отношения к производимой вещи, с точки зрения сферы потребления, в которой каждая полезная вещь одновременно является социальной, целесообразной, эстетически совершенной, культурной и т.д. Достижение учащимися в процессе самостоятельной эстетической деятельности функциональной и декоративной красоты создаваемого изделия на основе монизма технологии и эстетики оттачивает глубину логического научного, эстетического, технологического мышления тонкость чувств, развивает у школьников умение действовать научно обоснованно, целеустремленно, продуктивно, избирательно, общечеловечески значимо. Они занимают важнейшее место в структуре деятельности эстетически образованной и воспитанной личности. Создаваемые в процессе указанной деятельности изделия выступают не только как объекты познания, но и как двигательные силы достижения эстетического идеала, мотивации творческой деятельности.
Формирование творчески активной личности учащегося в процессе его эстетической подготовки должно являться высшей формой его приобщения к эстетической просвещенности и культуре, социальной значимости и самоценности. Активизация самостоятельного эстетического творчества школьников, вершиной которого является развитие у него эстетико-творческих потребностей, должна опираться на мощный педагогический, психологический, образовательный и воспитательный потенциал полифункционального формирующего воздействия познавательной эстетической деятельности на личность. Оно реализуется в процессе активного теоретического и практического освоения ею окружающего предметного мира по законам красоты.
Личностно-ориентированные технологии
обучения
Личностно-ориентированные технологии в качестве планируемых результатов предполагают не столько строго фиксированные знания и специальные умения по конкретной учебной дисциплине, сколько индивидуальные особенности субъекта познания и предметной деятельности. Образовательный процесс личностно-ориент ...
Сенсорное воспитание детей
Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой. Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори. Однако она считала, что для приобретения такой культуры достаточно систематически упражнять органы чувств р ...
Функция, обратная синусу
Рассмотрим функцию y=sin х (рис. 6), которая на отрезке [–π/2;π/2] возрастающая, непрерывная и принимает значения из отрезка [–1; 1]. Значит, на отрезке [– π/2; π/2] определена функция, обратная функции y=sin x. Рис. 6 Эту обратную функцию называют арксинусом и обозначают y=arcs ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.