Приступая к работе, школьники должны иметь радостную перспективу и установку на труд, на его красоту не только кто больше сделает, но и кто выполнит дело красивее, лучше оформит результаты труда, быстрее приведёт в порядок своё рабочее место. Если трудовая деятельность в коллективе организуется как соревнование, одним из важнейших показателей учёта должна быть красота. Именно она в процессе труда и побуждает детей к творчеству.
Эстетическая ценность конкретной цели трудового задания обеспечивается ещё и постановкой внутренней перспективы для учащихся. Нередко дети далеко не всегда ясно осознают, что даёт трудовая деятельность непосредственно для формирования их личности. А отдача груда велика, и, прежде всего, в том смысле, что труд позволяет ему утвердить себя как личность, чувствовать себя сильным, ловким, умелым, могучим, блеснуть красотой умелого труда. Дети, особенно подростки, очень гордятся каким - либо своим умением, видя в этом своё приближение к взрослости, получая эстетическое удовлетворение. Кроме того, всякий трудовой успех - это победа, это преодоление внешних и внутренних препятствий, преодоление трудностей и собственных слабостей. А это всегда рождает в человеке огромную радость, в том числе и эстетическую. Наконец, приобретая навыки в том или ином деле, свободное владение им, создают самые благоприятные условия для свободного творчества и самовыражения.
Отработанность навыков рождает ловкость в движении, развивает интуицию, умелое распределение и экономию сил, ощущение собственного мастерства, раскованности, уверенности в себе и в своих силах. Такое самоутверждение даёт только труд.
Всё это школьники могут лишь смутно ощущать в себе, не отдавая полного отчёта в происходящем. Именно преподаватель технологии должен раскрыть перед ребёнком таинство соревнования в нём, показать их эстетическую сущность и использовать как дополнительный стимул трудовой деятельности.
Установка на конкретное задание в процессе трудовой деятельности школьников преследует и чисто эстетические цели. Живя в мире красоты, школьник нередко не видит и не слышит её. Красочный мир он зачастую воспринимает в черно-белом изображении именно потому, что у него нет установки на цветное восприятие, а музыку леса или поля не слышит или воспринимает как простой фон, так как не имеет установки на слушание музыки. А между тем видение, ощущение, восприятие красоты мира не только доставили бы ему непосредственное эстетическое удовольствие, но и внесли бы в копилку творческой деятельности новые формы и цвета. Вот почему, давая установку на конкретное трудовое задание, везде, где есть возможность, важно побудить ребёнка к воспитанию в самом себе восприятия виденных им в природе форм, прекрасных тонких сочетаний красок, моделей построения тех или иных сооружений. Помимо непосредственной установки нужно сориентировать школьников на поиски красоты в окружающем мире для накопления зрительных образов, которые могут быть использованы в будущей работе.
Любование красотой природы, действительности, творений рук человеческих, не праздное занятие, а духовная жизнь, проявление величия человеческого духа, побуждающего к труду и творчеству.
Процесс эстетической направленности обучения школьников технологии обработки ткани охватывает интеллектуальную, эмоциональную, волевую, ценностно-ориентированную эстетическую стороны гармоничного формирования личности в труде, результатом которого является создание полезной и красивой вещи. По утверждению В. А. Сухомлинского "красота облагораживает человека лишь тогда, когда он трудится". На уроках технологии, где ставится задача обеспечить единство эстетической и трудовой деятельности учащихся, раскрыть им красоту создаваемой вещи, пути достижения гармонии в композиции одежды за счёт изобразительных, конструкторских и технологических приёмов, сущность бережного отношения к ткани и другим материалам, как предметам природы, показать как использовать художественные образы, заимствованные из прекрасного растительного и животного мира. Это значит использовать на уроках по технологии учения пифагорейцев о гармонии мира и вселенной (5 век до н. э.), общефилософские вопросы природы и искусства Аристотеля (367- 347 г. до н. э.), проблемы государственного подхода к использованию искусства в воспитании и образовании подрастающего поколения Платона (347 г. до н. э.), научные трактаты об этике и эстетике Сократа (470 - 399 г. до н. э.), теории о соотношении природы и искусства Леонардо да Винчи (15 столетие), его закон пропорции и "золотого сечения" и другие бессмертные открытия великих мужей человечества.
Характеристика коммуникативных универсальных учебных действий
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (психологическом) значении этот термин можно определить как сово ...
Современная семья и её проблемы
Сегодня изменения происходят и в отношениях мужчин и женщин в семье. Их взаимоотношения, а также отношения разных поколений, степеней родства, родителей и детей разного пола и возраста не заданы жестко их положением в семейном клане. Теперь трудно выделить, кто кого “главнее” и в семье. Изменяется ...
Исследование особенностей межличностного взаимодействия в подростковом
возрасте как составляющей педагогического взаимодействия
Педагогическое исследование проводилось на базе 15-той школы г. Канска, в 9 «в» классе. В исследовании принимали участие двадцать три человека. Цель исследования заключалась в изучении особенностей межличностного взаимодействия подростков как составляющей педагогического взаимодействия. В исследова ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.