Педагогика и образование » Методика формирования экологических знаний у младших школьников » Сущность понятия «экологическое образование»

Сущность понятия «экологическое образование»

Страница 3

•ценностный - рассматривает экологический кризис как результат превалирования материальных интересов над духовными. Создание условий для того, чтобы люди нашли свой путь для воссоединения с жизнью и миром - одна из задач нового философского направления - “глубинной экологии”;

•культурно-цивилизационный - рассматривает проблему как системный кризис цивилизаций для решения, которого нужно формировать очаги новой культуры. Он пропагандирует нормы поведения, наносящие наименьший ущерб природе (экономия воды, вторичное использование и т.д.). Он перекликается с принципами многих религиозных и философских учений. Констатирует, что решение экологических проблем невозможно без мира во всем мире, соблюдения прав человека и социальной справедливости.

Из всего этого многообразия подходов можно выделить два полярных. Это естественно-научный подход, в рамках которого обучение проходит через знания по предметам: биология, химия, география и т.д., в начальной школе - «окружающий мир». Этот подход отражает видение экологического кризиса как недостаток знаний об экосистемах разного уровня, о влиянии на них человека, о взаимосвязях. Ценностный подход рассматривает экологический кризис как результат превалирования материальных интересов над духовными. “Человек должен прочувствовать свое родство с природой, умерить свои потребности и развивать духовную сферу” – основная задача этого направления.

Цель школьного экологического образования – воспитание граждан, обладающих экологическим мировоззрением и на этой основе осуществляющих экологически целесообразное поведение и деятельность, направленные на улучшение качества жизни.

Современное школьное экологическое образование должно решать следующие задачи:

формирование системы знаний, необходимых для понимания сложных процессов в системе «человек–общество-техника–природа», а также системы практических навыков и умений экологического характера;

формирование бережного отношения к природе, основанного на чувстве сопричастности и ответственности по отношению к ней;

развитие способности к причинно-следственному анализу экологических проблем и прогнозу последствий деятельности человека.

Данные принципы и задачи предопределили разработку способов, средств и форм педагогического процесса в экологическом образовании.

Очевиден тот факт, что экологическое образование должно быть последовательно, то есть необходимо обеспечить последовательностью изучения экологических проблем и научных основ их решения. Эта последовательность выражается в следующих этапах:

выявление ценностных свойств и качеств компонентов окружающей среды, кризисное состояние которых вызывает тревогу;

определение экологической проблемы как выражение реального противоречия во взаимодействии общества и природы;

выявление исторических истоков экологической проблемы и путей ее разрешения на разных этапах общественного развития;

выдвижение научных, нравственных, экономических, технологических идей оптимизации взаимодействия общества и природы; привлечение теоретических концепций обществоведения, естествознания, искусства и техники в целях обеспечения экологически безопасного существования человека;

характеристика реальных успехов в решении экологических проблем на международном, государственном и региональном уровнях;

практическая деятельность учащихся по оценке состояния окружающей среды своей местности, решению местных экологических проблем, освоение норм и правил ответственного отношения к природе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

К.Д. Ушинский о педагогике как о науке и искусстве воспитания
Ушинский подошел к разработке теории педагогики как широко образованный мыслитель, вооруженный глубокими научными знаниями о человеке как предмете воспитания. Ушинский указывал, что теория педагогики должна быть основана на использовании законов анатомии, физиологии, психологии, философии, истории ...

Основные принципы сенсорного развития детей
Ознакомление детей с системами сенсорных эталонов проходит поэтапно. Сначала дошкольников знакомят с основными образцами, а позднее - с их разновидностями Важно, чтобы воспитатель, показывая и называя их, предлагал детям задания, направленные на сопоставление разных эталонов между собой, подбор оди ...

Формирование представлений о диких животных у детей дошкольного возраста
У дошкольников накапливается большой объем знаний о природе. Однако основная часть этих знаний — разрозненные конкретные сведения об отдельных видах живых организмов, наиболее характерных особенностях их строения и поведения. Это проявляется в том, что ребенок может узнать и назвать дикое животное, ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0133