Содержательной основой экологического образования является учение об экосистемной организации природы Земли, т.е. совокупности организмов и неорганических компонентов, в которой может осуществляться круговорот веществ.
Структурированное содержание экологического образования осуществляется на основе экосистемного подхода, который предполагает рассмотрение экологических вопросов по уровням организации живых систем (организм, популяция, экосистема элементарная, биосфера как глобальная экосистема).
Содержание экологического образования представлено следующими линиями:
Биосфера – глобальная экосистема;
Экосистемы элементарные;
Человек и человечество в экосистемах Земли.
В содержании экологического образования следует различать два вида компонентов: во-первых, связанные с формированием мировоззренческих и нравственных основ и, во-вторых, конкретные экологические знания и умения.
Дидактически интегративный, гуманитарный, общеобразовательный подход к экологическому образованию представляется более продуктивным, ибо уравновешивает общекультурный фундамент экологических знаний и конкретные экологические знания, развиваемые в общем образовании. Интегральный характер содержания экологического образования обусловливает сложный состав знаний, имеющих мировоззренческое значение. Экология вносит свой вклад в раскрытие целостного представления о мире и человеке. Это предполагает разработку гибких форм экологизации образования на междисциплинарной основе. Кроме того, необходимо учитывать федеральный и национально-культурный и региональный уровень общеобразовательной системы. Из этого следует вариативность формы включения экологического материала в учебные планы и программы. Возможны три модели: многопредметная, однопредметная и смешанная.
Многопредметная модель предполагает глубокую экологизацию содержания в логике построения традиционных учебных предметов как естественнонаучного, так и общественно-гуманитарного циклов.
В различные предметы включаются знания, связанные с раскрытием понятия «среда», осмысление этого понятия как интегративного посредством специфических для каждого предмета методов обучения; обеспечение усвоения этого понятия посредством разнообразных приемов и форм обучения.
Примером реализации подобного подхода являются «вкладыши» по проблемам окружающей среды в учебники.
Однопредметная модель предполагает изучение экологии в рамках самостоятельного предмета. Такой подход рекомендован Всемирной хартией охраны природы, в которой отмечено, что «курсы охраны окружающей среды» должны стать составной частью общей системы образования. В ряде стран такие курсы созданы и обозначены в учебных планах разных типов школ.
Выделение самостоятельного курса экологии имеет положительные и отрицательные аспекты. Последние связаны с опасностью локализации и фрагментарности экологических знаний в сознании учащихся. Необходим поиск оптимального объема и структуры всего содержания учебного материала в таком предмете.
Смешанная модель представляется перспективной. В этой модели содержание экологических знаний вводится с учетом особенностей традиционных учебных предметов, а также целостно в самостоятельных интегрированных предметах, которые предусматриваются для каждого этапа обучения.
Система экологического образования построена на основании ряда принципов: принцип гуманизации, принцип научности, принцип прогностичности, принцип взаимосвязанного раскрытия глобальных, региональных и локальных аспектов экологии, принцип интеграции, принцип систематичности, принцип непрерывности.
Воспитание и обучение в Древней Руси
Многие и по сию пору уверены, что в допетровскую эпоху на Руси вообще ничему не учили. Более того, само образование тогда якобы преследовала церковь, требовавшая только, чтобы ученики кое-как твердили наизусть молитвы и понемногу разбирали печатные богослужебные книги. Да и учили, мол, лишь детей п ...
Границы младшего школьного возраста
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9—10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Начало о ...
Разбивка задач с параметрами по темам в действующих учебниках для средней
школы
Исходя из возрастных особенностей учащихся, все задания с параметрами в 7 классе носят пропедевтический характер. Должны встречаться задания с параметрами на решение линейных уравнений, систем линейных уравнений, на выражение одной переменной через другую (в уравнениях с двумя переменными). Учащиес ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.