Педагогика и образование » Методика формирования экологических знаний у младших школьников » Формирование экологических знаний у младших школьников при изучении окружающего мира

Формирование экологических знаний у младших школьников при изучении окружающего мира

Страница 2

Отбор содержания, учебного курса «Мир вокруг нас» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:

многообразия мира;

экологической целостности мира;

уважения к миру.

Сравним содержание экологических знаний по программам «Мир вокруг нас» А.А. Плешакова и «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградовой (см. табл. 1).

Таблица 1 Сравнительный анализ программ по проблеме формирование экологических знаний в 4 классе

Программа

Экологические знания по содержательной линии «Биосфера – глобальная экосистема»

Экологические знания по содержательной линии «Экосистемы элементарные»

Экологические знания по содержательной линии «Человек и человечество в экосистемах земли»

«Мир вокруг нас» А.А. Плешаков

По данной содержательной линии выпускник начальной школы должен знать, что планета Земля – наш общий дом, что в этом доме есть все необходимое для жизнедеятельности организмов.

Примеры тем:

Планета Земля, ее форма (1 класс); холодные и жаркие районы Земли (1 класс); Земля — общий дом всех людей(2 класс); Земля - планета Солнечной системы (4 класс); Солнце

– ближайшая к Земле звезда(1 класс).

- Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери, их существенные признаки(2 класс).

В анализируемой программе раскрывается содержание этой линии, изучаются жизнедеятельность и взаимодействие живых организмов в естественной природе, в конкретных местах их обитания – в лесу, на лугу, в поле и т.д.

Примеры тем:

Что растет на подоконнике и клумбе? Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (1 класс); Что это за дерево? Распознавание деревьев своей местности по листьям(1 класс).

Эта содержательная линия раскрывает биосоциальную сущность человека: связи человека с окружающей средой; условия влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и др.

Примеры тем:

1 класс:

Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек(1 класс); загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения(2 класс); влияние человека на животный мир; влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений (4 класс).

Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир»

Программа также раскрывает содержание линии и подводит к выводу, что Земля – наш общий дом.

Примеры тем:

Мы – жители земли(2 класс); что входит в солнечную « семью». Звезда по имени Солнце(2 класс); Земля - наш общий дом (3 класс); условия жизни на Земле (3 класс).

Раскрывается разнообразие организмов в экосистемах, основные среды обитания живых организмов и др.

Примеры тем:

Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края.

Жизнь водоема, луга, поля, сада и огорода (2 класс).

По данной содержательной линии в программе даются знания о биосоциальной сущности человека, разнообразии связей человека с окружающей средой, позитивное и негативное влияние человека в природе.

Примеры тем:

Правила поведения в природе. Труд человека в природе, сезонный труд (1 класс); правила здорового образа жизни; полезные и вредные привычки (1 класс); использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса (2 класс).

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Проблема умственной отсталости
Проблеме умственной отсталости до последнего времени выдвигается на первый план в качестве основного момента интеллектуальная недостаточность ребенка, его слабоумие. Это закреплено в самом определении детей, которых называют обычно слабоумными или умственно отсталыми. Все остальные стороны личности ...

Формы организации физического воспитания детей 5-7 лет нарушением слуха
Физическое воспитание осуществляется в процессе всей коррекционно-воспитательной работы. Основными формами физического воспитания являются: утренняя гимнастика, подвижные игры на прогулках и в перерыве между занятиями, физкультминутки, фонетическая ритмика, музыкальные занятия, занятия по физическо ...

Взаимодействие между учителем и учениками
Среда, в которой происходит общение и взаимодействие между учителями и учениками, имеет как общие, так и особенные социальные признаки. В ней идет процесс приобщения подрастающего поколения к опыту и знаниям, накопленными человечеством. Ведущая роль учителя в этой среде предопределяет требования к ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0132