Отбор содержания, учебного курса «Мир вокруг нас» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:
многообразия мира;
экологической целостности мира;
уважения к миру.
Сравним содержание экологических знаний по программам «Мир вокруг нас» А.А. Плешакова и «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградовой (см. табл. 1).
Таблица 1 Сравнительный анализ программ по проблеме формирование экологических знаний в 4 классе
Программа |
Экологические знания по содержательной линии «Биосфера – глобальная экосистема» |
Экологические знания по содержательной линии «Экосистемы элементарные» |
Экологические знания по содержательной линии «Человек и человечество в экосистемах земли» |
«Мир вокруг нас» А.А. Плешаков |
По данной содержательной линии выпускник начальной школы должен знать, что планета Земля – наш общий дом, что в этом доме есть все необходимое для жизнедеятельности организмов. Примеры тем: Планета Земля, ее форма (1 класс); холодные и жаркие районы Земли (1 класс); Земля — общий дом всех людей(2 класс); Земля - планета Солнечной системы (4 класс); Солнце – ближайшая к Земле звезда(1 класс). - Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери, их существенные признаки(2 класс). |
В анализируемой программе раскрывается содержание этой линии, изучаются жизнедеятельность и взаимодействие живых организмов в естественной природе, в конкретных местах их обитания – в лесу, на лугу, в поле и т.д. Примеры тем: Что растет на подоконнике и клумбе? Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (1 класс); Что это за дерево? Распознавание деревьев своей местности по листьям(1 класс). |
Эта содержательная линия раскрывает биосоциальную сущность человека: связи человека с окружающей средой; условия влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и др. Примеры тем: 1 класс: Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек(1 класс); загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения(2 класс); влияние человека на животный мир; влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений (4 класс). |
Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир» |
Программа также раскрывает содержание линии и подводит к выводу, что Земля – наш общий дом. Примеры тем: Мы – жители земли(2 класс); что входит в солнечную « семью». Звезда по имени Солнце(2 класс); Земля - наш общий дом (3 класс); условия жизни на Земле (3 класс). |
Раскрывается разнообразие организмов в экосистемах, основные среды обитания живых организмов и др. Примеры тем: Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Жизнь водоема, луга, поля, сада и огорода (2 класс). |
По данной содержательной линии в программе даются знания о биосоциальной сущности человека, разнообразии связей человека с окружающей средой, позитивное и негативное влияние человека в природе. Примеры тем: Правила поведения в природе. Труд человека в природе, сезонный труд (1 класс); правила здорового образа жизни; полезные и вредные привычки (1 класс); использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса (2 класс). |
Границы младшего школьного возраста
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9—10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Начало о ...
Развитие словаря в онтогенезе
Развитие словаря тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи, фонетико-фонематического и грамматического строя речи. С помощью речи, слов ребёнок осознает лишь то, что доступно его пониманию. В связи с эт ...
Роль братских школ в формировании самосознания белорусов
Первая братская школа появилась во Львове в 1586 году. Тогда же был составлен устав этой школы, замечательный педагогический документ, заимствованный другими братскими школами Украины и Белоруссии. В ближайшие десятилетия возникли Виленская, Брестская, Могилевская, Луцкая, Киевская и многие другие ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.