О чем пишет автор этого письма? Выделите суть этого письма одним словом. (Ученики говорят, что это слово «свобода». Учитель пишет на доске это слово).
Итак, как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Ответ учащихся: о свободе. Вопрос учителя: от чего зависит мера свободы личности? Ответ учащихся: это зависит от политических условий, в которых живет и действует личность. Учитель оглашает тему урока. Итак, тема урока - Политический режим и проблема свободы личности. Слово «свобода» какие ассоциации у вас вызывает? (Составляется кластер).
Далее учащиеся, используя ключевые слова, формулируют в группах свое определение термина «свобода». Работают в группах в течение 1 минуты, дают определения.
Затем на экран выводится определение этого термина по словарю:
«Свобода - это способность человека к активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленных перед собой целей».
Как правило, те определения, которые дают учащиеся, по смыслу бывают очень близки к научному определению. Учитель: наша задача на уроке определить степень свободы личности в различных политических режимах. Далее, учитель дает определение политического режима (определение высвечивается на экране).
Политический режим - это способ реализации власти, характер взаимосвязи власти и индивида.
2) В современной политологии принято выделять три основных типа политических режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический. Авторитарный режим рассматривают как переходный от тоталитаризма к демократии. Тоталитарный и демократический являются двумя крайними полюсами данной классификации. Поэтому мы более подробно остановимся на них. Какую учебную задачу мы поставим на следующем этапе урока?
Учащиеся формулируют задачу: исследовать степень свободы личности в условиях тоталитарного режима. Работа организуется в 4-х группах: аналитической, практической, творческой и художественно-графического изображения.
Аналитическая группа формулирует определение тоталитаризма, выявляет признаки.
Практическая группа работает с историческими документами, наиболее ярко характеризующими этот политический режим.
Творческая группа пишет небольшое сочинение эссе «Личность в условиях тоталитарного режима».
Четвертая группа на ватмане создает графическое изображение режима.
Группам дается время на подготовку, затем каждая из групп выступает с результатами, выступления обсуждаются, дополняются при необходимости. После выступления аналитической группы (для сравнения) на проекторе высвечиваются определение и признаки тоталитарного режима.
Тоталитаризм - политический режим, стремящийся к установлению абсолютного (тотального контроля) над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом.
Признаки тоталитарного режима:
Культ вождя.
Единственная массовая партия.
Отсутствие разделения властей.
Монопольно существующая, разделяемая всеми идеология.
Централизованная система контроля и управления экономикой.
Монополия на средства массовой информации.
Опора власти на карательные органы.
После завершения работы учитель обращается к учащимся с вопросом:
Какова степень свободы личности в условиях тоталитаризма?
В чем состояла главная задача власти в условиях тоталитарного государства?
Хотели бы вы жить в таком государстве?
3) Учитель: Контрастным по отношению к тоталитарному режиму является режим демократический. Демократия представляет собой самый сложный тип политического режима. По мнению Новгородцева П.И., «демократия всегда есть распутье… система открытых дверей, расходящихся в неведомые стороны дорог… Отнюдь не создавая твердого равновесия жизни, она более чем какая-либо другая форма возбуждает дух исканий».
Автоматизация и оптимизация планирования учебного процесса в Оренбургском
государственном университете
Вопросы автоматизации управления учебным процессом в вузе всегда являлись актуальными, особенно большое количество разработок появилось в середине и конце 70-х годов прошлого столетия, когда во многих вузах в системах управления стали использовать ЭВМ. В настоящее время высшие учебные заведения име ...
Индивидуальная работа учителя
В диагностике Ю.З. Гильбуха (психолог) отмечается, что социальные и психофизиологические причины общего отставания в учении определяются и выделяются учителями гораздо лучше, чем психологические. Именно поэтому в данной работе рассматриваются психологические причины трудностей как менее изученные в ...
Формирование связной речи в онтогенезе
Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах многими педагогами (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, А.М. Бородич и др.), психологами (С.Л.Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.А.Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.) и логопедами (А.В. Ястребова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, В.К.Воробьева и др. Связная реч ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.