Итак, на этом этапе урока мы будем говорить о демократии. Какую учебную задачу мы поставим? Учащиеся формулируют задачу: исследовать степень свободы личности в условиях демократии.
На этом этапе урока группы меняются видами учебной деятельности следующим образом: аналитическая группа меняется с практической - работает с документами; практическая - формулирует определение и выявляет признаки демократического режима; творческая группа меняется с группой художественно-графического изображения и готовит художественно-графическое изображение демократии; четвертая группа пишет творческую работу. После выступления аналитической группы (работа оформляется на ватмане и закрепляется на доске) для сравнения, дополнения на экране высвечиваются определение и признаки демократического режима.
Демократический режим - это способ функционирования политической системы общества, основанный на признании народа в качестве главного источника власти, на его праве участвовать в решении общественных и государственных дел и наделении широким кругом прав и свобод.
Признаки демократического режима:
Политическая власть принадлежит большинству. Источником власти является народ.
Власть формируется путем свободных выборов.
Уважение большинством права меньшинства на оппозицию.
Принцип разделения властей.
Наличие конкурентной партийной системы.
Гарантия гражданских, политических и социальных прав личности.
По ходу выступления одной из групп, представители других могут дополнять, корректировать, задавать вопросы. Результат работы художественно-графической группы также закрепляется на доске. В конце работы учащиеся делают выводы по третьему этапу урока.
В завершение урока предложено для обсуждения цитаты известных политиков:
1. Демократия - наихудшая форма правления, если не считать всех остальных. (У. Черчилль)
2. Свобода одного кончается там, где начинается свобода другого. (В. Гюго)
3. Конспект урока по теме: Основные функции и подсистемы общества. Обществознание - 11 класс
Цели урока:
1) Раскрыть биосоциокультурную сущность человека, его уникальность. Познакомить учащихся с основными этапами процесса антропогенеза. Раскрыть тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы; различные подходы к обществу как системе.
2) Развивать умения:
- анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, объяснять функциональные связи изучаемых объектов: взаимодействие человека и общества, взаимосвязи подсистем и элементов общества;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица);
3) Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для:
-формирования собственных суждений и аргументов по проблемам человека и общества;
- подготовки устного выступления, творческой работы по заданной проблеме;
- осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
Оборудование и материалы: Учебник, Словарные материалы по теме, Схемы «Филогенетическое древо», «Человек как феномен», «Онто - и филогенез: параллельность воздействия биологических и социальных факторов», Таблица «Типология обществ».
План урока:
1. Человек- существо общественное
2. Функции и подсистемы общества
3. Три основных типа общества
Ход урока.
Мотивационный блок. Учащимся предлагается ответить на вопросы на странице 7 учебника в рубрике «К размышлению». Анализируя ответы учащихся, выходим на проблему сущности человека и общества.
Информационно - аналитический блок.
1. Изучение проблемы сущности человека начинаем с анализа цитаты Г.Гейне, который назвал человека «аристократом среди животных». Как вы понимаете это выражение? Какие аргументы могли бы привести в защиту этого суждения? Обобщая высказывания и суждения учащихся, формулируем биологические и социальные признаки человека. Анализируем схему №1.
Особенности и качества научного мышления учащихся
Рассмотрим основные особенности научного мышления учащихся. Первая особенность мышления – его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное – через известное. Мышление всегда опирается на ...
Организация творческой деятельности младших школьников для развития
творческих способностей
Материалы исследований, посвященные изучению творческих способностей, показывают, что потребность поделиться своими мыслями возникает у ребенка при двух обстоятельствах: во-первых, ученик располагает определенным содержанием, во-вторых, у ребенка имеется (положительное или отрицательное) отношение ...
Виды поведения учителя, связанные с преодолением неуспеваемости у отдельных
учеников класса, предложенные Ю.З. Гильбухом
1. Сознательные попытки выяснить конкретные причины отставания в том или ином случае с тем, чтобы учитывать их при выборе коррекционных воздействий. 2. Попытки бороться лишь с проявлениями неуспеваемости. 3. Попытки преодоления неуспеваемости “внешним” путем (обвинение ученика в лености, применение ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.