Педагогика и образование » Развитие ценностных ориентаций подростков во внеурочной воспитательной работе » Воспитательная деятельность как фактор становления ценностных ориентаций учащихся

Воспитательная деятельность как фактор становления ценностных ориентаций учащихся

Страница 4

В теории гуманистического воспитания сформулированы принципы исследовательской деятельности: интерес к ребенку; принятие каждого ребенка таким, какой он есть; уважение самоценности любого ребенка; принцип педагогического оптимизма (опора на положительное в ребенке); отношение к ребенку как к целостной личности; определение, для чего проводится исследование; организация исследования для решения конкретных задач; исследование должно быть хорошо продумано, его результаты должны быть зафиксированы письменно; смыслом исследовательской деятельности должно стать составление индивидуальной программы развития каждого ребенка. Важный принцип – отказ от сравнения успехов и неудач детей. Сравнение опыта возможно лишь с его собственным опытом прежних лет.

Самореализация человека – это реализация сущности, которая имеется в нем с самого рождения. Уважение к ребенку в ХХI веке становится одним из принципов воспитания. Уважение ребенка со стороны педагога важно потому, что оно является основанием для возбуждения уважения ребенка к самому себе. Содержанием воспитательной деятельности по реализации этого принципа стало создание условий для целенаправленного систематического развития личности ребенка, утверждение в нем самосознания, воспитание в ребенке убежденности в том, что он сам является как творцом самого себя, так и творцом своих обстоятельств.

Организация активной жизнедеятельности детей и вовлечение их в творчество рассматривается как средство гуманистического воспитания. Принцип активности стал существенной чертой гуманистической концепции воспитания. Активность ребенка рассматривалась как обязательное условие развития способностей ребенка, его дарований, как средство достижения успеха. С другой стороны, активность рассматривали как жизненную потребность ребенка, показатель его достижений. И, наконец, в активности ребенка видели проявление его мыслительной деятельности, воззрений, приобретенных самостоятельно.

Гуманистическая педагогика видит воспитательную задачу в постепенном превращении деятельности детей, которую они организуют совместно со взрослыми, в их самодеятельность; дисциплину – в самодисциплину. Активность ребенка рассматривалась как предпосылка его развития, а, с другой стороны, как результат воспитания. Смыслом воспитательной деятельности, направленной на развитие активности детей, является помощь ребенку в строительстве собственной личности посредством созидательной деятельности. Важнейшая задача педагога – формирование образа жизни детского сообщества.

Гуманистическая педагогика исследовала и выделила педагогические условия организации активной жизнедеятельности детей: педагог вовлекает их в деятельность, которая раздвигает рамки их самоопределения и самоутверждения; стремится наполнить их деятельность гуманистическим содержанием. В теории гуманистического воспитания были сформулированы требования к деятельности детей: она должна была быть разумной, педагогически выверенной, что означало, что педагог смог бы в любой момент ответить на вопрос, зачем дети это делают и что эта деятельность дает их развитию. Еще одна важная сторона этого вопроса заключается в том, что важна не столько сама деятельность, в которой участвует ребенок, но эмоционально окрашенная активность личности, проявляющаяся в этой деятельности.

Очень важно в воспитательной деятельности утверждение чувства защищенности ребенка в детском сообществе. Существенным фактором самореализации ребенка, воспитания его в духе взаимопомощи, взаимоуважения, ответственности и личного достоинства педагоги-гуманисты считали развитие у него социального чувства. В решении этой задачи особое значение они предавали детскому коллективу. Основным методом, обеспечивающим гуманистическое отношения в детской среде, было детское самоуправление, которое помогало строить межличностные отношения на основе сотрудничества и взаимной договоренности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Отличительные черты двигательных умений и навыков
Как двигательные умения, так и двигательные навыки представляют собой определенные функциональные образования, которые возникают в процессе и в результате освоения двигательных действий. Вместе с тем двигательное умение и двигательный навык имеют существенные отличия, вытекающие прежде всего из хар ...

Методика изучения темы "Неравенства" в начальной школе
Работа над неравенствами ведется с I класса, органически сочетаясь с изучением арифметического материала. Программа по математике для I-III классов ставит задачу выполнять сравнение чисел, а также сравнение выражений с целью установления отношений "больше", "меньше", "равно ...

Методика разработки системы самостоятельных работ учащихся и средств её комплексного обеспечения
Цель самостоятельной работы – научить учиться и тем самым содействовать решению проблемы повышения качества образования, развитию творческих способностей учащихся. Для успешного выполнения такой задачи необходимы планирование и контроль всех видов учебной работы со стороны учебно-методических струк ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.0114