В теории гуманистического воспитания сформулированы принципы исследовательской деятельности: интерес к ребенку; принятие каждого ребенка таким, какой он есть; уважение самоценности любого ребенка; принцип педагогического оптимизма (опора на положительное в ребенке); отношение к ребенку как к целостной личности; определение, для чего проводится исследование; организация исследования для решения конкретных задач; исследование должно быть хорошо продумано, его результаты должны быть зафиксированы письменно; смыслом исследовательской деятельности должно стать составление индивидуальной программы развития каждого ребенка. Важный принцип – отказ от сравнения успехов и неудач детей. Сравнение опыта возможно лишь с его собственным опытом прежних лет.
Самореализация человека – это реализация сущности, которая имеется в нем с самого рождения. Уважение к ребенку в ХХI веке становится одним из принципов воспитания. Уважение ребенка со стороны педагога важно потому, что оно является основанием для возбуждения уважения ребенка к самому себе. Содержанием воспитательной деятельности по реализации этого принципа стало создание условий для целенаправленного систематического развития личности ребенка, утверждение в нем самосознания, воспитание в ребенке убежденности в том, что он сам является как творцом самого себя, так и творцом своих обстоятельств.
Организация активной жизнедеятельности детей и вовлечение их в творчество рассматривается как средство гуманистического воспитания. Принцип активности стал существенной чертой гуманистической концепции воспитания. Активность ребенка рассматривалась как обязательное условие развития способностей ребенка, его дарований, как средство достижения успеха. С другой стороны, активность рассматривали как жизненную потребность ребенка, показатель его достижений. И, наконец, в активности ребенка видели проявление его мыслительной деятельности, воззрений, приобретенных самостоятельно.
Гуманистическая педагогика видит воспитательную задачу в постепенном превращении деятельности детей, которую они организуют совместно со взрослыми, в их самодеятельность; дисциплину – в самодисциплину. Активность ребенка рассматривалась как предпосылка его развития, а, с другой стороны, как результат воспитания. Смыслом воспитательной деятельности, направленной на развитие активности детей, является помощь ребенку в строительстве собственной личности посредством созидательной деятельности. Важнейшая задача педагога – формирование образа жизни детского сообщества.
Гуманистическая педагогика исследовала и выделила педагогические условия организации активной жизнедеятельности детей: педагог вовлекает их в деятельность, которая раздвигает рамки их самоопределения и самоутверждения; стремится наполнить их деятельность гуманистическим содержанием. В теории гуманистического воспитания были сформулированы требования к деятельности детей: она должна была быть разумной, педагогически выверенной, что означало, что педагог смог бы в любой момент ответить на вопрос, зачем дети это делают и что эта деятельность дает их развитию. Еще одна важная сторона этого вопроса заключается в том, что важна не столько сама деятельность, в которой участвует ребенок, но эмоционально окрашенная активность личности, проявляющаяся в этой деятельности.
Очень важно в воспитательной деятельности утверждение чувства защищенности ребенка в детском сообществе. Существенным фактором самореализации ребенка, воспитания его в духе взаимопомощи, взаимоуважения, ответственности и личного достоинства педагоги-гуманисты считали развитие у него социального чувства. В решении этой задачи особое значение они предавали детскому коллективу. Основным методом, обеспечивающим гуманистическое отношения в детской среде, было детское самоуправление, которое помогало строить межличностные отношения на основе сотрудничества и взаимной договоренности.
Типы школ
К середине ХХ в. во всех западных странах имелась обязательная средняя государственная школа. Несмотря на то, что типы школ различны и своеобразны в каждой стране, между ними есть и общие черты построения системы образования. Она включает в себя похожие звенья такие как: дошкольное воспитание, нача ...
Развитие лексики в онтогенезе
Овладение речью – одна из самых сложных и таинственных проблем детской психологии. Остается непонятным, как маленький ребенок, не умеющий ни на чем сосредоточиться, не владеющий интеллектуальными операциями, всего за 1-2 года практически в совершенстве овладевает столь сложной знаковой системой, ка ...
Основные правила для организации спортивной тренировки юношей и девушек
- Занимаясь силовыми упражнениями, соблюдайте общие методические принципы построения тренировочного процесса - Общефизическая подготовка – основ успеха в развитии силы. Поэтому. Включайте в тренировку упражнения на развитие выносливости, быстроты, гибкости, координации и точности движений, спортивн ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.