Педагогика и образование » Развитие ценностных ориентаций подростков во внеурочной воспитательной работе » Воспитательная деятельность как фактор становления ценностных ориентаций учащихся

Воспитательная деятельность как фактор становления ценностных ориентаций учащихся

Страница 7

Для особенно вдумчивых, основательных, есть такое предложение. Составьте схему: в центре листочка «Я», а от него стрелки к вашим, записанным вокруг «Я», ценностям (в том порядке, в каком приходят в голову). Только пишите реальные ценности, а не какие «полагается». Даже так: вам представляется одно, а на деле вы поступаете иначе. Значит, это ваши ценности. На словах я, допустим,, против насилия и унижения, декларирую помощь и поддержку другим людям (ученикам), а в реальности (будучи до конца честен^ перед собой, я это осознаю) действую на принуждении, стремлюсь! проявить власть над другими и т.д.

И еще о том, как другому человеку (ученику) помочь прояснить (и изменить) ценности. Рецепт, собственно, несложен: морализирование (когда, ссылаясь на авторитеты, что-то, грубо говоря, объявляют «хорошим», что-то «плохим»); личный пример (поступают в соответствии со своими ценностями, убеждениями, надеясь, что окружающие это используют); помощь в выборе альтернативных ценностей, ориентируясь на конкретную ситуацию.

Делая жизненные выборы, определяя ценности, люди формируют свои жизненные позиции, свой скажем так, кодекс отношений с другими людьми. Психолог Эрик Берн свел эти позиции к четырем жестким типам. Что значит жестким? У человека может быть сложное отношение к себе и к другим, но как тенденцию эти типы можно принять. Примерьте их на себя, подумайте.

1 позиция. Я в порядке - вы в порядке.

Положительное отношение к себе и другим людям. Жизнь такой человек считает приятной, удовлетворен. Ценит добрые отношения, контакт, одобрение своих поступков. Уверенный в себе, отзывчивый, вызывающий доверие, спокойный.

2 позиция. Я в порядке - вы не в порядке. К себе относится положительно, других (во всяком случае большинство) считает несовершенными, худшими, им не хватает ума, порядочности, правдивости и т.д.). Считает, что превосходит других и обычно демонстрирует это. Выглядит высокомерным. Таких, как правильно, не любят. Раздутое самомнение, труден в общении, ненавидит других, преувеличивает свою роль в работе.

3. Я не в порядке - вы в порядке.

Считает, что у него слабости, недостатки, из-за которых он уступает другим. Не слишком нравится себе, так как концентрирует внимание на своих слабостях и неудачах (в том числе воображаемых). Смотрит на других чаще всего снизу вверх. Неуверен в себе, неинициативен, недооценивает свою роль в работе, поддается стрессам.

4. Я не в порядке - вы не в порядке.

Ценит низко себя и других. Утратил веру в себя и возможность получить удовольствие от жизни, практически любые контакты воспринимает как сильное разочарование. Склонен к подавленности, свыкся с неудачами, нетворчески относится к работе, вызывает отрицательные взаимоотношения.

Чтобы изменить позицию надо принять кардинальное решение: я выбираю положительное отношение к миру (пусть он несовершенен, и жесток). Если я хочу быть учителем, только такое решение обеспечит поведение, необходимое «по профессии»: находиться в контакте со своими чувствами, проявлять заботу об окружающих, быть открытым, искренним, уметь слушать и слышать других - все это черты, характеризующие положительное отношение (менеджеры называют его активный подход) и в то же время необходимые учителю качества.

В. И Лещинский приводит памятку:

Как прояснять ценности и вырабатывать уверенность в себе

Попробуйте «определиться» по списку ценностей. Решите для себя, каковы ваши ценности и насколько они соответствуют общей, главной для учителя ценности - человек. Помните, что только учитель с определившимися ценностями способен эффективно управлять учениками, а сами дети предпочитают именно такого педагога.

Если вы решили прояснить свои ценности, изучите этапы этого процесса и «двигайтесь» по ним: правдивость, открытость, анализ альтернатив, проверка на последовательность, сверка с практикой.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Основные задачи и принципы музыкального образования дошкольников
Музыкальное развитие ребёнка-дошкольника оказывает ничем не заменимое воздействие на обогащение духовного мира. Это процесс становления и развития музыкальных способностей на основе природных задатков, формирования основ музыкальной культуры, творческой активности от простейших форм к более сложным ...

Коррекционно-развивающая работа по формированию взаимодействия взрослого и ребенка
Формирование взаимодействия и общения ребенка со взрослым является важнейшим источником его психического развития. Взаимодействие взрослых с детьми, имеющими нарушения зрения и слуха, должно способствовать осознанию ребенком себя среди детей и взрослых, формировать интерес и обогащать представления ...

Педагогические условия, облегчающие процесс социальной адаптации подвозимых подростков
Исследования особенностей адаптации человека к разным условиям, на разных этапах жизни всегда были в значительной мере представлены среди психологических исследований. Такая ситуация сохраняется и сейчас. Объясняется это тем, что условия существования человека постоянно меняются, вместе с ними изме ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0186