Для особенно вдумчивых, основательных, есть такое предложение. Составьте схему: в центре листочка «Я», а от него стрелки к вашим, записанным вокруг «Я», ценностям (в том порядке, в каком приходят в голову). Только пишите реальные ценности, а не какие «полагается». Даже так: вам представляется одно, а на деле вы поступаете иначе. Значит, это ваши ценности. На словах я, допустим,, против насилия и унижения, декларирую помощь и поддержку другим людям (ученикам), а в реальности (будучи до конца честен^ перед собой, я это осознаю) действую на принуждении, стремлюсь! проявить власть над другими и т.д.
И еще о том, как другому человеку (ученику) помочь прояснить (и изменить) ценности. Рецепт, собственно, несложен: морализирование (когда, ссылаясь на авторитеты, что-то, грубо говоря, объявляют «хорошим», что-то «плохим»); личный пример (поступают в соответствии со своими ценностями, убеждениями, надеясь, что окружающие это используют); помощь в выборе альтернативных ценностей, ориентируясь на конкретную ситуацию.
Делая жизненные выборы, определяя ценности, люди формируют свои жизненные позиции, свой скажем так, кодекс отношений с другими людьми. Психолог Эрик Берн свел эти позиции к четырем жестким типам. Что значит жестким? У человека может быть сложное отношение к себе и к другим, но как тенденцию эти типы можно принять. Примерьте их на себя, подумайте.
1 позиция. Я в порядке - вы в порядке.
Положительное отношение к себе и другим людям. Жизнь такой человек считает приятной, удовлетворен. Ценит добрые отношения, контакт, одобрение своих поступков. Уверенный в себе, отзывчивый, вызывающий доверие, спокойный.
2 позиция. Я в порядке - вы не в порядке. К себе относится положительно, других (во всяком случае большинство) считает несовершенными, худшими, им не хватает ума, порядочности, правдивости и т.д.). Считает, что превосходит других и обычно демонстрирует это. Выглядит высокомерным. Таких, как правильно, не любят. Раздутое самомнение, труден в общении, ненавидит других, преувеличивает свою роль в работе.
3. Я не в порядке - вы в порядке.
Считает, что у него слабости, недостатки, из-за которых он уступает другим. Не слишком нравится себе, так как концентрирует внимание на своих слабостях и неудачах (в том числе воображаемых). Смотрит на других чаще всего снизу вверх. Неуверен в себе, неинициативен, недооценивает свою роль в работе, поддается стрессам.
4. Я не в порядке - вы не в порядке.
Ценит низко себя и других. Утратил веру в себя и возможность получить удовольствие от жизни, практически любые контакты воспринимает как сильное разочарование. Склонен к подавленности, свыкся с неудачами, нетворчески относится к работе, вызывает отрицательные взаимоотношения.
Чтобы изменить позицию надо принять кардинальное решение: я выбираю положительное отношение к миру (пусть он несовершенен, и жесток). Если я хочу быть учителем, только такое решение обеспечит поведение, необходимое «по профессии»: находиться в контакте со своими чувствами, проявлять заботу об окружающих, быть открытым, искренним, уметь слушать и слышать других - все это черты, характеризующие положительное отношение (менеджеры называют его активный подход) и в то же время необходимые учителю качества.
В. И Лещинский приводит памятку:
Как прояснять ценности и вырабатывать уверенность в себе
Попробуйте «определиться» по списку ценностей. Решите для себя, каковы ваши ценности и насколько они соответствуют общей, главной для учителя ценности - человек. Помните, что только учитель с определившимися ценностями способен эффективно управлять учениками, а сами дети предпочитают именно такого педагога.
Если вы решили прояснить свои ценности, изучите этапы этого процесса и «двигайтесь» по ним: правдивость, открытость, анализ альтернатив, проверка на последовательность, сверка с практикой.
Формирование грамматических навыков и умений. Принципы
содержания обучения
Функциональный подход к обучению требует соблюдения следующих принципов: 1. Речевая направленность. Обучение иностранным языкам следует производить через общение, что означает практическую ориентацию урока. Необходимо использовать уроки на языке, а не о языке. Научить говорить на иностранном языке ...
Проблемное обучение в профессионально-техническом образовании
Проблемное обучение — это целостная система, в основе которой лежит идея разрешения проблем. Проблемное обучение основано на получении новых знаний обучающихся посредством разрешения проблемных ситуаций как практического, так и теоретико-познавательного характера. Проблемная ситуация возникает, тог ...
Логопедический массаж как одно из средств коррекции дизартрических
расстройств
Система логопедической работы с детьми при дизартрии предусматривает комплексный характер. Одним из средств коррекционного воздействия является логопедический массаж. Логопедический массаж имеет своей целью не только укрепление или расслабление артикуляционных мышц, но и стимуляцию проприоцептивных ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.