Педагогика и образование » Развитие ценностных ориентаций подростков во внеурочной воспитательной работе » Воспитательная деятельность как фактор становления ценностных ориентаций учащихся

Воспитательная деятельность как фактор становления ценностных ориентаций учащихся

Страница 6

К основным функциям планирования относятся:

-направляющая, связанная с определением в процессе планирования сферы,

-цели и содержания педагогической деятельности, ее предмета, конкретных направлений и видов;

-прогнозирующая, заключающаяся в том, что в ходе разработки плана формируется педагогический замысел, проектируется будущее состояние педагогической системы, прогнозируются результаты ее функционирования и развития;

-координирующая (организаторская), позволяющая педагогам с помощью обоснованных и рациональных действий при планировании получить ясный ответ на вопросы: кто, когда и где должен делать;

-контрольная, предоставляющая педагогическому коллективу или отдельному педагогу возможность с помощью составленного плана контролировать и корректировать траекторию своего пути к достижению намеченной цели;

-репродуктивная (воспроизводящая),предполагающая то, что через промежуток времени по плану можно восстановить содержание и объем выполненной работы.

Под планированием воспитательной работы в классе мы понимаем процесс совместной деятельности классного руководителя, детей и взрослых по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном сообществе. Основу этой деятельности составляет моделирование, ведь план воспитательной работы — это не что иное, как модель одного из фрагментов будущего состояния воспитательного процесса. Чтобы успешно осуществить планирование, необходимо соблюдать следующие принципы педагогического моделирования: системности, конкретности, оптимальности, диалога, индивидуальности, научности, непрерывности.

Первый классный час целесообразно начать с диагностики. Мы рекомендуем провести ее по следующей схеме:

1) Исследование ценностных ориентаций старших подростков с помощью методики изучения ценностных ориентаций М. Рокича.

2) Диагностика индивидуальности подростков. В процессе решения поставленных задач можно использовать одну из предложенных методик, с помощью которых изучаются различные уровни индивидуальности подростков:

- свойства личности выявлялись с помощью опросника 16 PF Кеттела (форма С) ;

- исследование нейродинамических свойств личности с помощью опросника Я. Стреляу;

исследование психодинамических свойств по опроснику В.М. Русалова ОСТ;

Предложенные методики обрабатываются, как правило, совместно со школьным психологом.

Более востребованной для классного руководителя в диагностическом отношении может быть установление этапов прояснения ценностей ( по В.И. Лещинскому):

Решение быть правдивым. Скажите себе: «Я буду максимально честным, даже если буду казаться себе плохим, глупым, наивным».

Открытое выражение сегодняшних взглядов. Обдумывание ценностей. Звучит скучно и не очень убедительно, но куда от этого денешься? Попробуйте обсуждать свои взгляды с другими людьми. Ничего не скрывайте, даже если вы «вроде бы» против того, что сами говорите.

Анализ альтернатив.

Изучайте, вдумайтесь в иные точки зрения. Не отбрасывайте их с ходу. Поразмыслите вот над чем: в результате чего сложились ваши взгляды (воспитание, среда и т.д.). Может, была некая ущербность, «неправильность» в системе вашего становления, на сегодняшний взгляд? Может быть, альтернативные взгляды более гуманны и подходящи к педагогической профессии?

4. Проверка на последовательность.

Вдруг в какой-то момент вас неожиданно уколет мысль (если вы начнете немного следить за собой), что вы говорите нечто противоположное тому, что вы говорили прежде. Подумайте об этом подробнее.

5. Сопоставление с практикой.

Вы считаете, что у вас есть определенные ценности. Но, наблюдая за собой, вы поймали себя на том, что ведете себя не в соответствии с ними. Это показатель личной неубежденности в том, что вы выбрали, что декларируете. Спросите себя еще раз: во что ты действительно веришь? Может быть, новые ценности еще не «вошли» в поведение?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Культурно–исторические предпосылки возникновения социальной педагогики в России
Теория и практика социальной педагогики связаны с историко – культурными, этнографическими традициями и особенностями народа, зависят от социально – экономического развития государства, опираются на религиозные и нравственно – этические представления о человеке и человеческих ценностях. Если говори ...

Открытие, изобретение, рационализаторское предложение
Результаты научной и методической деятельности могут быть оформлены в виде открытия, изобретения, рационализаторского предложения на основании «Положения об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях» Они засчитываются автору как публикация. Открытие согласно Положению (п. 10) - это ...

Разработка методического пособия по информационным знакам и знакам сервиса
Сценарий урока №1 Тема: Информационные знаки Класс: 11 Время: 45 мин. Образовательные цели урока - учащиеся должны усвоить следующие знания: Ознакомиться с понятием об информационных знаках. Формирование мотивационно-поведенческой культуры ребенка в условиях общения с дорогой. Развивающие цели урок ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0082