К основным функциям планирования относятся:
-направляющая, связанная с определением в процессе планирования сферы,
-цели и содержания педагогической деятельности, ее предмета, конкретных направлений и видов;
-прогнозирующая, заключающаяся в том, что в ходе разработки плана формируется педагогический замысел, проектируется будущее состояние педагогической системы, прогнозируются результаты ее функционирования и развития;
-координирующая (организаторская), позволяющая педагогам с помощью обоснованных и рациональных действий при планировании получить ясный ответ на вопросы: кто, когда и где должен делать;
-контрольная, предоставляющая педагогическому коллективу или отдельному педагогу возможность с помощью составленного плана контролировать и корректировать траекторию своего пути к достижению намеченной цели;
-репродуктивная (воспроизводящая),предполагающая то, что через промежуток времени по плану можно восстановить содержание и объем выполненной работы.
Под планированием воспитательной работы в классе мы понимаем процесс совместной деятельности классного руководителя, детей и взрослых по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном сообществе. Основу этой деятельности составляет моделирование, ведь план воспитательной работы — это не что иное, как модель одного из фрагментов будущего состояния воспитательного процесса. Чтобы успешно осуществить планирование, необходимо соблюдать следующие принципы педагогического моделирования: системности, конкретности, оптимальности, диалога, индивидуальности, научности, непрерывности.
Первый классный час целесообразно начать с диагностики. Мы рекомендуем провести ее по следующей схеме:
1) Исследование ценностных ориентаций старших подростков с помощью методики изучения ценностных ориентаций М. Рокича.
2) Диагностика индивидуальности подростков. В процессе решения поставленных задач можно использовать одну из предложенных методик, с помощью которых изучаются различные уровни индивидуальности подростков:
- свойства личности выявлялись с помощью опросника 16 PF Кеттела (форма С) ;
- исследование нейродинамических свойств личности с помощью опросника Я. Стреляу;
исследование психодинамических свойств по опроснику В.М. Русалова ОСТ;
Предложенные методики обрабатываются, как правило, совместно со школьным психологом.
Более востребованной для классного руководителя в диагностическом отношении может быть установление этапов прояснения ценностей ( по В.И. Лещинскому):
Решение быть правдивым. Скажите себе: «Я буду максимально честным, даже если буду казаться себе плохим, глупым, наивным».
Открытое выражение сегодняшних взглядов. Обдумывание ценностей. Звучит скучно и не очень убедительно, но куда от этого денешься? Попробуйте обсуждать свои взгляды с другими людьми. Ничего не скрывайте, даже если вы «вроде бы» против того, что сами говорите.
Анализ альтернатив.
Изучайте, вдумайтесь в иные точки зрения. Не отбрасывайте их с ходу. Поразмыслите вот над чем: в результате чего сложились ваши взгляды (воспитание, среда и т.д.). Может, была некая ущербность, «неправильность» в системе вашего становления, на сегодняшний взгляд? Может быть, альтернативные взгляды более гуманны и подходящи к педагогической профессии?
4. Проверка на последовательность.
Вдруг в какой-то момент вас неожиданно уколет мысль (если вы начнете немного следить за собой), что вы говорите нечто противоположное тому, что вы говорили прежде. Подумайте об этом подробнее.
5. Сопоставление с практикой.
Вы считаете, что у вас есть определенные ценности. Но, наблюдая за собой, вы поймали себя на том, что ведете себя не в соответствии с ними. Это показатель личной неубежденности в том, что вы выбрали, что декларируете. Спросите себя еще раз: во что ты действительно веришь? Может быть, новые ценности еще не «вошли» в поведение?
Тематика итоговых работ
Индивидуальные самостоятельные работы студентов по теме «Технология обработки отдельных деталей и узлов одежды»: Аналитический обзор литературы (анализ модных тенденций) по теме «Использование накладных карманов в модной одежде» (подготовить сообщение, выступить с ним). Составление инструкционно-те ...
Основные парадигмы зарубежной педагогики: традиционализм и
реформаторство
В первой половине XX столетия в мировой школе и педагогике происходили существенные сдвиги. Этому способствовали многие важные факторы: возрастающий объем знаний, умений, навыков, которые должны были усвоить учащиеся, результаты исследований о природе детства. Система образования подверглась острой ...
Конспекты проведенных уроков
В ходе прохождения педагогической практики в школе №175, совместно с преподавателем, составлен тематический план на тему «Политическая сфера жизни общества». Роль и место темы в курсе: ее изучение нацелено на решение следующих педагогических задач: помочь старшеклассникам приобрести относительно це ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.