По мнению многих авторов (Н.В.Кузьмина, В.А.Сластёнин, Н.В.Воробьёв и др.), применительно к педагогической деятельности преобладает подход выделения её компонентов как относительно самостоятельных функциональных видов деятельности педагога. Н.В.Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный. Для успешного осуществления этих функциональных видов педагогической деятельности необходимы соответствующие способности, проявляющиеся в умениях.
Конструктивная деятельность распадается на конструктивно-содержательную (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса), конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса).
Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности.
Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, коллегами, представителями общественности, родителями.
Эффективность педагогического процесса обусловлена наличием постоянной обратной связи. Она позволяет учителю своевременно получать информацию о соответствии полученных результатов планировавшимся задачам. В силу этого в структуре воспитательной деятельности необходимо выделить и рефлексивный компонент.
Все компоненты воспитательной деятельности проявляются в работе педагога любой специальности, в том числе и воспитателя, а, следовательно, эти компоненты присущи и воспитательной деятельности. Их осуществление предполагает владение педагогом специальными умениями.
При этом некоторые авторы пытаются выделить в деятельности учителя «сквозные», интегральные умения, которые являются составными частями отдельных групп умений: умение изучать школьников, умение решать педагогические задачи, организационные и информационные умения. Так С.Б. Елканов на основе психологического анализа деятельности пришел к выводу, что огромное число педагогических действий формирует сравнительно небольшой перечень основных умений, реализуемых учителем на практике. К таким умениям относятся познавательные, конструктивные, коммуникативные и организаторские.
При выборе средств и способов воспитательных воздействий учитель должен быть в первую очередь ориентирован: а) на ученика как на центральную фигуру педагогического процесса, на стимулирование нравственного, эмоционального, интеллектуального развития каждого ученика, на проектирование новых уровней его психического развития; б) на выбор и применение педагогических приемов и способов самореализации, самоактуализации, проявления личностных возможностей в работе с детьми; в) на отбор и переработку содержания учебного материала, подбор вспомогательного, иллюстративного, информационного материала, направленного на усвоение учениками системы знаний, обосновывающей глубокую связь учебного предмета с жизнью; г) на выбор и применение методов, организационных форм взаимодействия с учащимися и учащихся друг с другом, создание условий, облегчающих процесс обучения, атмосферы живого общения, положительного эмоционально-психологического климата.
Разрабатывая проблему педагогической деятельности, Н.В.Кузьмина определила структуру деятельности педагога.
В данной модели были обозначены пять функциональных компонентов: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный.
Гностический компонент относится к сфере знаний педагога. Речь идет не только о знании своего предмета, но и о знании способов педагогической коммуникации, психологических особенностей учащихся, а также о самопознании (собственной личности и деятельности).
Способы создания проблемных ситуаций
На основании обобщения передового опыта можно указать несколько основных способов создания проблемных ситуаций. Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность учеников и приводит к активному усвоению новых зна ...
Становление современной трактовки правильности речевого высказывания
Трактовка термина «правильность» речи неодинакова на разных этапах развития лингвистики. Представляется целесообразным проследить становление современного его понимания, поскольку в методике преподавания иностранных языков существуют различные точки зрения. В лингвистике выделяется несколько концеп ...
Искусство воспитания
Главная цель развития личности - возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие. Но эти качества невозможны без участия других людей, они невозможны путем противопоставления себя людям, они абсолютно нев ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.