Таким образом, нами была установлена относительная однородность многих показателей по исследуемым классам; помимо этого нами было обращено внимание на сходство профилей класса, одинаковым набором изучаемых предметов, высокой степенью контакта между учениками этих классов.
Вышеперечисленное обеспечит объективность исследования в части выборки. Мы считаем, что в рамках выпускной квалификационной работы изучение проблемы может проводится в этих двух классах, которые по своим характеристикам типичны для инновационных образовательных учреждений. Следует понимать, что в массовой школе могут произойти отклонение от результатов исследования ввиду недостаточной мотивации подростков.
Собственно экспериментальная часть исследования началась нами в марте 2006 года.
На констатирующим этапе эксперимента было проведено анкетирование учащихся 8 А класса. В качестве контрольно-измерительного материала использовалась методика «Ценностные ориентации», разработанная американским педагогом М.Рокичем. В анонимном анкетировании приняло участие 20 человек. Анонимность обусловлена соображениями педагогического такта : ценностные ориентации- глубинные, фундаментальные характеристики личности; выбор материальных ценностей традиционно осуждается в нашей культуре и легкая идентификация анкет может исказить результаты в этой сфере. Некоторые ученики самостоятельно предложили провести анонимное анкетирование. Поскольку задачей нашего эксперимента является выявление и помощь в преобразование ценностных ориентаций в группе, то анонимность ни сколько не повлияет на результат. Такая задача обуславливается чрезвычайной диагностической, математической, статистической сложностью изучения отдельной личности в рамках научной работы нашего уровня.
Методика М. Рокича достаточна сложна для обработки, так как представляет собой анкету, а не тестовое задание. Мы несколько упростили ее интерпретацию следующим образом: в таблицах будут отражены лишь ценности занимающие 1, 2,18 места. Мы считаем это достаточным для критерия определения базовых ориентаций. Ценность, занявшую 18 место мы рассматриваем как своеобразную «антиценость». Такой подход будет реализован как к блоку инструментальных, так и терминальных ценностей.
Помимо такого строго объективного метода, эмпирические результаты которого (анкеты) будут приложены к выпускной квалификационной работе, на констатирующем этапе нами использовались вспомогательные методы: беседы и наблюдения. Их результаты подтверждают и помогают интерпретировать методику Рокича. После того как будут изложены в структурированном виде результаты анкетирования мы приведем и их.Давайте перейдем к непосредственному рассмотрению результатов в экспериментальном классе:
Результат по ценностям получившим ранг 1.
1-е место среди терминальных по количеству выборов заняла ценность свободы, 2-у поделили между собой ценности любви и продуктивной жизни, 3- я досталась развитию, познанию и дружбе.
Таблица 6.Терминальные ценности
Ценность |
Выбор (в процентах) |
свобода |
30 |
продуктивная жизнь |
15 |
любовь |
15 |
развитие |
10 |
познание |
10 |
дружба |
10 |
развлечения |
5 |
материально обеспеченная жизнь |
5 |
Этический и профессиональный кодекс
Выход на профессиональный уровень постановки социально-педагогической работы в стране требует, чтобы эту профессию избрали люди особых личностных качеств. Деятельность социального педагога – это зона доверия между людьми, путь к их взаимопониманию, взаимопомощи, взаимоответственности. Обязательные ...
Методика развития ловкости в подвижных играх с бегом у детей
старшего дошкольного возраста
Подвижные игры с правилами - это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. По определению П.Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовитс ...
Семья и ее социальные функции
Семья, представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью. Этот древнейший институт человеческого общества прошел сложный путь развития: от родоплеменных форм общежития, до сов ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.