Педагогика и образование » Развитие ценностных ориентаций подростков во внеурочной воспитательной работе » Опытно-экспериментальное исследование ценностных ориентаций подростков, обучающихся в учебных заведениях инновационного типа

Опытно-экспериментальное исследование ценностных ориентаций подростков, обучающихся в учебных заведениях инновационного типа

Страница 5

Таким образом, можно явно увидеть отсутствие согласованности между терминальными и инструментальными ценностями у лицеистов в экспериментальной группе (в общем, среди терминальных преобладают ценности любви и свободы, а инструментальных- воспитанность и аккуратность). Несмотря на ярко выраженную тягу к свободе восьмиклассники не соотносят ее с такими ценностями как «широта взглядов», «смелость в отстаивании своего мнения» и тому подобное. Раскрыть причины подобной некогерентности нам и помогли беседы с лицеистами. Многие высказывали соображение о связи воспитанности и свободы примерно так: «если ты будешь воспитан, то от тебя отстанут и ты хоть тихо будешь делать что хочешь». Таким образом, подростки иногда маскируют свои терминальные ценности под более социально приемлемые -инструментальные.

Формирующий этап эксперимента был реализован нами в процессе педагогической практики интенсивно в марте-апреле 2006 года и выборочно в сентябре- октябре 2006 года. Не все мероприятия проводились автором исследования, часть из них осуществлялась другими студентами, классными руководителями. Педагогический эксперимент представлял собой внедрение классных часов и внеурочных занятий по математике для учащихся 8 А класса.

Система классных часов подробно описана в приложениях. В тексте этой главы мы проведем анализ двух из них.

Занятие № 1. Знаете ли вы себя? (проводился в марте 2006 года)

Задачи: организация деятельности, направленной на активизацию механизмов рефлексии с целью выявления интересов подростков, понимания ими себя на основе самоанализа внутренней свободы.

1. Упр. «Самопрезентация».

Учащиеся называют по очереди самые любимое и нелюбимое дело в жизни.

Учащиеся чаще всего называли повседневные дела и выполнение домашнего задания нелюбимыми, а к числу любимых относились прогулки с друзьями и компьютерные игры.

2. «Устойчивость интересов».

За 3 мин. учащиеся пишут как можно больше слов, относящихся к любимому занятию. Большое количество слов указывает на осознанность выбора занятия.

Очень мало школьников справилось с выполнение данного задания, чаще упоминались несущественные предметы (компьютерным играм ставились в соответствия детали компьютера, даже гораздо чаще названия игр), крайне редко назывались реальные атрибуты деятельности. Данное упражнение выполнялось двукратно (на заключительном классном часе), где были получены более положительные результаты, а именно в сфере общения с друзьями много места стали занимать слова обозначающие эмоции и отношения( верность, дружелюбность, открытость и т.д.).

3. Обсуждение и принятие правил поведения на занятиях.

Любая группа людей, собирающихся совместно проделать определенную работу и достичь цели, договаривается об основных правилах, соблюдение которых помогает получить возможный результат. Для того чтобы занятия проходили эффективно, необходимо договориться о правилах, поэтому сначала ознакомимся с теми правилами, которые обычно используются во время подобных занятий. Мы их сейчас обсудим и внесем необходимые коррективы. Каждый пункт правил принимается голосованием Правила поведения на занятиях.

1). Не существует правильных и неправильных ответов. Правильный ответ тот, который на самом деле выражает твое мнение.

2). Лучше помолчать, чем говорить не то, что ты думаешь, или просто лгать.

3). Нельзя давать оценку выступлению другого участника, если он сам тебя об этом не просит.

4). Нельзя вне занятий обсуждать то, что мы узнаем друг о друге на занятиях и то, как разные участники ведут себя на них. Все, что происходит на занятиях, должно остаться нашей общей тайной.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Еще по теме:

Метод проектов в реализации элективного курса
Реализация элективных курсов предполагает владение педагогом на высоком уровне педагогическим технологиями, в том числе, технологиями проектирования. Метод проектов становится ведущей технологией обучения. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 1920-е г ...

Сущность педагогической технологии, предмет, специфика
Обновление школы возможно только через научно обоснованное совершенствование педагогических технологий, которое стало одной из важнейших проблем педагогической науки и практики. На сегодня ученые-дидактики и учителя-новаторы разработали оптимизационную технологию организации учебного процесса на ур ...

Особенности модульной технологии обучения
Модульное обучение профессии заключается в последовательном усвоении учеником модульных единиц и модульных элементов. Гибкость и вариативность модульной технологии профессионального обучения особенно актуальны в условиях рыночных отношений при количественных и качественных изменениях рабочих мест, ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0114