Выяснилось, что дети в основном понимают значение данных нравственных категорий и могут выражать личностное к ним отношение. Однако не все осознали понятие «друг». Отрицательное отношение к трудолюбию проявили %.
Для выявления уровня осознанности нравственных категорий и адекватности наличия у себя нравственных качеств на этапе промежуточной диагностики проводила методику «Какой я» (модификация методики О.С. Богдановой). Учащимся предлагалось выписать из данных качеств те, которые есть у них:
А |
Б |
Аккуратный |
Драчливый |
Вежливый |
Злой |
Честный |
Ленивый |
Добрый |
Упрямый |
Любознательный |
Невнимательный |
Отзывчивый |
Неаккуратный |
Справедливый |
Грубый |
Трудолюбивый |
Жадный |
Старательный |
Завистливый |
Верный |
Нечестный |
Умение ребенка оценивать собственные качества личности фиксировались также на этапе выходной диагностики, когда детям предстояло самостоятельно написать свои положительные и отрицательные качества.
Проведение игры «Цветик-семицветик», описанной в книге Н.В. Клюевой, Ю.В. Касаткиной «Учим детей общению», позволило выявить приоритет личных потребностей над общественно значимыми у %.
Итоговый срез (игровая ситуация «Свиток») показал, что произошла резкая переориентация в сторону общественно значимых потребностей ( с % до %). Воспитанники связывали свои заветные желания с семьей (здоровье, благополучие родных), дружбой, миром в стране и на Земле. Улучшилось отношение к коллективу, повысился уровень развития коллектива. Придя в объединение, ребята представляли из себя отдельные песчинки, были «песчаной россыпью»; пройдя стадию «мягкой глины» (здесь ребята по своей инициативе редко приходят на помощь), они стали «мерцающим маяком» (в таком коллективе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, быть вместе).
Таким образом, исследование диагностических данных свидетельствует о значительных изменениях, которые произошли в нравственном становлении личности воспитанников т/о «Фантазия» в процессе реализации программы «В гостях у сказки». Так были сформированы положительное отношение к нравственным знаниям и желание приобретать их, умение соотносить полученные знания с собственными поступками и поведением окружающих; более адекватна оценка наличия нравственных качеств у себя и ребят из группы. Определенные умения в решении нравственных ситуаций.
Думаю, что у значительной части ребят может быть сформирован достаточно высокий уровень нравственных представлений, потому что в процессе реализации данной программы важное место отводится нравственному аспекту содержания и реализуется система методических приемов, направленных на нравственное развитие личности ребенка.
Формирование представлений о величине
Обучение сравнению размера предметов. Трехлетние дети самостоятельно не выделяют в предметах свойства. Все различия вещей по размерам они характеризуют словами большой или маленький, т. е. словами, которые используют для обозначения соотношений вещей по объему в целом, не пользуются словами, позвол ...
Наказание как негативное подкрепление
Наказание (негативное подкрепление) используется для снижения неприятной (отрицательной) активности. Но наказание должно иметь второй этап – информацию о желательном поведении, об альтернативных действиях. Чаще других в качестве наказания используются выговоры, социальная изоляция и ответная плата ...
История создания «вальдорфских школ»
Р. Штайнер (1861–1925) – австрийский педагог, мыслитель, философ. Философское учение Р. Штайнера, антропософия (antropos – человек, sорhiа – мудрость), рассматривает педагогику как науку о человеке – совокупности трех составляющих: тела (опорно-двигательная система, обмен веществ, действенно-волева ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.