-Личностно-ориентированная технология. Использование данной технологии помогает способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребёнке благородного человека путём раскрытия его личностных качеств, облагородить душу и сердце воспитанника.
-Игровая технология. Данная технология помогает мне решить ряд задач:
а)включение воспитанника в систему общественных отношений;
б)освоение диалектики общения;
в)развитие, играя, нравственных норм поведения;
г)выявление отклонений от нормативного поведения, самопознания в процессе игры;
д)доставление удовольствия от игры, пробуждение интереса и нравственным знаниям.
-Технология нравственного воспитания. Её использование помогает развивать эмоциональную сферу воспитанника: воспитывать социально развитую личность, обогащённую системой нравственных знаний, умений и навыков, способной в будущем помочь обществу преодолеть нравственный кризис.
В решении воспитательных целей мне очень помогает использование одного из мощных средств нравственного воспитания – сказки. Сказки К.Д.Ушинский называл первыми блестящими попытками народной педагогики. Сказка неотделима от красоты. Благодаря сказке, ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка – благодатный и ничем незаменимый источник любви к Родине, потому что она творение народа. Через сказку дети легче усваивают моральные нормы и ценности, различают добро и зло. Ребята глубоко сочувствуют персонажам сказки. Сказка доступна пониманию ребенка, будит его чувства. Одно дело сказать: «Не будь злым, будь добрым» и совсем другое, когда ребенок переживает вместе с героем, появляется попытка оценить себя, задуматься над своим поведением. В сказке добро и зло идут рядом, но добро всегда побеждает зло. В жизни, к сожалению, не всегда бывает так. В ходе бесед выяснилось, что большинство детей (80%) считают, что в мире больше злых людей, чем добрых. И мне надо убедить детей в том, что хороших, добрых людей, для которых важны справедливость, искренность, ответственность, совестливость, тоже немало. И я периодически приглашаю воспитанников в сказочную страну – «Царство человеческих ценностей», где живут все лучшие человеческие качества: доброта, милосердие, преданность, вера, мудрость и т.д. Попасть в эту страну не трудно: нужно лишь закрыть глаза и подумать о чем-нибудь хорошем, о своих добрых делах. Мудрые жители страны не только знакомят своих гостей с человеческими ценностями, но и помогают выйти из трудной ситуации, нужно только попросить у них помощи.
Путешествие в «Царство человеческих ценностей» помогает формировать у детей представление о добре и зле; показать красоту добрых поступков, понять, что каждому дана свобода выбора творить добро или зло, быть честным или лживым, жадным или бескорыстным, капризным или послушным, ленивым или трудолюбивым. Дети сами оценивают или осознают через сказку, как к нему относятся люди, будь он тем или другим. Большое внимание уделяю вопросам дружбы, ведь очень многое зависит от того, как сложатся взаимоотношения в группе. Обычно провожу это через игру-путешествие. С кем бы из ребят ты отправился в страну сказок, чтобы спасти любимого героя. Здесь очень важно, чтобы ребята поняли очень простое и золотое правило: «Поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой», «Вместе ладно да дружно, а врозь нескладно да скучно».
Мои воспитанники очень любят слушать сказки, сопоставляют свои поступки с поступками героев, оценивают и осознают через сказку, как к ним относятся люди. Но ещё больше они любят обыгрывать сказки с куклами, сделанными своими руками. В своем объединении мы создали свой театр кукол. Велика и неисчерпаема сила воздействия театра на человека. Нравственная чистота и притягательность народных идеалов, воплотившиеся в образах героев многих сказок, народная мудрость, веселый юмор – все это открывает путь к сердцу ребенка, сказывается на формировании его взглядов, привычек, поведения.
Театр кукол! Как много значит он для детского сердца, с каким нетерпением ждут дети встречи с ним. Кукла может все или почти все. Она творит чудеса: веселит, обучает, развивает творчество детей, корректирует их поведение.
Используя в работе с детьми театрализованные игры, я основываюсь на представлениях выдающегося русского психолога Л.С. Выготского о роли творчества в развитии ребенка. «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть на в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».
Цель, которую ставлю перед собой, занимаясь с детьми театрализованными играми, - сделать жизнь моих воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Я стремлюсь, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли применить в повседневной жизни. Через кукол легче высказать свое мнение, легче о чем-либо спросить – ведь говорит-то кукла. Темы самые разнообразные: «Надо ли быть вежливым», «У Петрушки день рожденья», «Доброта спасет мир». Тематические беседы с куклой воспринимаются детьми внимательно, ребята легче включаются в игру-разговор. Персонажи кукольных представлений хранят характеристики человеческой мудрости, доброты, смелости, жадности, глупости. В наших постановках действуют герои народных сказок, детского фольклора, персонажи современной жизни. Например, тема «Честность прежде всего». Каждому ребенку предлагается рассказать историю игрушки, которую он сшил. Затем Петрушка предлагает поговорить о честности, и воспитанники от лица кукол рассказывают случаи из жизни.
Особенности речи детей со стертой формой дизартрии
Состояние звукопроизношения этих детей характеризуется следующими особенностями: 1. Отсутствие в речи тех или иных звуков и замены звуков. Сложные по артикуляции звуки заменяются простыми по артикуляции, например: вместо [с], [ш] - [ф], вместо [р], [л] - [л`], [й], вместо - глухих; свистящие и шипя ...
Характеристика модели процесса реализации социально-педагогического
потенциала учреждения дополнительного образования
В настоящее время в ГОУ ЦДТ «Марьина Роща» существуют модель реализации потенциала учреждения в целом. Прежде чем представить и описать данную модель, рассмотрим, что понимается под моделью и моделированием в общем. Модель, франц., 1) воспроизведение предмета в уменьшенном виде. 2) точный образец о ...
Университеты – уникальный социальный институт
Исторический феномен развития университетов берет свое начало с XI века, когда университеты являлись средневековыми корпорациями, включавшими как магистров, так и учащихся (отсюда и их название – Universitas magistrorum et scolarium, корпорации учителей и учеников, или просто университеты, т.к. сту ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.