,Провожу с детьми сказочные эстафеты (полуигровые, полуспортивные соревнования), в основе которых лежат сюжеты сказок (таких, как например: «Конек-горбунок», «Кот в сапогах», «Лиса Алиса и кот Базилио» и др.) Проводя сказочные эстафеты, вспоминаем вместе с детьми народные сказки, сказочных героев, какими достоинствами и недостатками они обладают; весело, с юмором высмеиваем вместе с ребятами все плохое, восхваляем все хорошее, что есть в сказочных персонажах. И, конечно же, помогают мне проводить сказочные эстафеты игрушки-герои сказок, сшитые самими детьми.
Реальную пользу в художественном воспитании детей приносит знакомство с народной игрушкой. Ее красочность, сочетание реалистического образа с фантастикой близки детскому сердцу. Она приносит большую пользу в эстетическом воспитании ребенка. Народное декоративное искусство воспитывает вкус с малых лет. В работе над созданием образа можно многое заимствовать у народной игрушки. Игрушка вносит в нашу жизнь сказку. Сказочность – одно из отличий художественного образа игрушки. В народных сказках звери и птицы очеловечены, т.е. они действуют часто, как люди. Так и с игрушкой: те же медвежонок, зайка, котенок, чем ярче выражен в них образ, тем ближе они ребенку. Такого зайку хочется одеть, сшить ему штанишки, связать шапочку, назвать ласковым именем, уложить спать.
Я знакомлю детей с рисунками таких художников, как Ю. Васнецов, Е. Чарушин, В. Сутеев. В их иллюстрациях к сказкам образы животных проникнуты теплом, юмором, сказочностью. По своему характеру они очень близки игрушке.
Считаю, что основой всех материальных доброт, родником здоровья и духовного богатства людей служит природа. Мир природы! Это и чарующий узор ярких цветов, и свежий воздух, вселяющий в нас новые силы. Это и несметные богатства, которые людям надлежит постоянно беречь и приумножать. Природу любят многие, но внимательно, бережно относиться к ней могут только глубоко понимающие ее, и хорошо воспитанные люди. Поэтому я не только передаю детям знания об окружающем мире, прививаю умения и навыки, столь необходимые для их самостоятельного активного и рачительного общения с природой, но и учу вдумчиво читать эту вечно молодую книгу природы, воспитываю у детей чувство ответственности за сохранение естественно природной среды, чувство бережного, гуманного отношения ко всему живому, что есть на Земле.
При подготовке к занятиям уделяю внимание яркости, занимательности, динамичности. Делаю так, чтобы урок экологии действовал не только на ум, но и на сердце и чувства детей, запоминался им надолго. Так, ребятам очень понравился урок экологии «Если вы пошли в гости», цель которого, закрепить знания воспитанников о правилах поведения в природе. Учить бережному и доброму отношению к природе и друг другу. Урок был насыщен многообразными формами. Это и инсценировка «О незадачливом мальчике и верных друзьях природы», и конкурсная программа, и обсуждение ситуаций. В конце урока ребята изготовили композицию «Природа – наш дом». Я стараюсь подвести ребят к выводу, что любить природу – значит творить добро.
Результаты своей воспитательной работы я вижу не сразу. Они бывают и не такими наглядными как при обучении практическим навыкам. Но, однако, после проведения занятий, не сразу, не вдруг, а исподволь и постепенно положительные результаты начинают проявляться. У воспитанников исчезают нежелательные формы поведения, меняются отношения со сверстниками и друзьями, они утверждаются в мысли о значимости нравственных отношений, умеют уже оценивать поступки других людей и свои собственные с позиций общечеловеческой морали. Приобретенный багаж нравственных знаний становится для них фундаментом поведения в будущем.
Наблюдая за ребятами, я провожу исследования нравственного развития воспитанников. Диагностика проходит в три этапа:
- входная диагностика;
- промежуточная диагностика;
- выходная диагностика.
Все диагностические методики были направлены на выявление:
- степени осознанности воспитанниками нравственных категорий;
- ценностных ориентаций ребенка;
- сформированности отношения учащихся к окружающим людям.
Результаты входной (2004-2005) диагностики показали в целом невысокий уровень осознанности нравственных категорий. Понимание воспитанниками нравственных категорий («друг», «счастье», «трудолюбие») и отношение к окружающим людям проверялись с помощью методики «Цветопись» (модифицированный вариант цветового теста Люшера). Детям предлагала на листе для рисования наложить мазками «любимые» и «нелюбимые» цвета. После объяснения: мои «любимые» - это те цвета, которыми я обозначаю то, что люблю, что мне нравится, что меня радует; «нелюбимыми» цветами я изображаю то, что мне не нравится, когда мне плохо или что-то не хочется делать. Затем дети переворачивают лист бумаги. Он разделен на 6 секторов с надписями: друг, счастье, трудолюбие, семья, учение, игра.
Логопедический массаж как одно из средств коррекции дизартрических
расстройств
Система логопедической работы с детьми при дизартрии предусматривает комплексный характер. Одним из средств коррекционного воздействия является логопедический массаж. Логопедический массаж имеет своей целью не только укрепление или расслабление артикуляционных мышц, но и стимуляцию проприоцептивных ...
Сущность проблемного обучения
Проблемное обучение это не абсолютно новое педагогическое явление. Элементы проблемного обучения можно увидеть в эвристических беседах Сократа, в разработках уроков для Эмилля у Ж.Ж.Руссо. Особенно близко подходил к этой идеи К.Д.Ушинский. Он, например, писал: «Лучшим способом перевода механических ...
Игры для развития умения передвигаться в указанном направлении
В старшей группе большое внимание уделяют закреплению и совершенствованию умения передвигаться в указанном направлении, изменять направление движения во время ходьбы, бега. На музыкальных и физкультурных занятиях воспитатель для точного обозначения направления движения употребляет в речи наречия и ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.