,Провожу с детьми сказочные эстафеты (полуигровые, полуспортивные соревнования), в основе которых лежат сюжеты сказок (таких, как например: «Конек-горбунок», «Кот в сапогах», «Лиса Алиса и кот Базилио» и др.) Проводя сказочные эстафеты, вспоминаем вместе с детьми народные сказки, сказочных героев, какими достоинствами и недостатками они обладают; весело, с юмором высмеиваем вместе с ребятами все плохое, восхваляем все хорошее, что есть в сказочных персонажах. И, конечно же, помогают мне проводить сказочные эстафеты игрушки-герои сказок, сшитые самими детьми.
Реальную пользу в художественном воспитании детей приносит знакомство с народной игрушкой. Ее красочность, сочетание реалистического образа с фантастикой близки детскому сердцу. Она приносит большую пользу в эстетическом воспитании ребенка. Народное декоративное искусство воспитывает вкус с малых лет. В работе над созданием образа можно многое заимствовать у народной игрушки. Игрушка вносит в нашу жизнь сказку. Сказочность – одно из отличий художественного образа игрушки. В народных сказках звери и птицы очеловечены, т.е. они действуют часто, как люди. Так и с игрушкой: те же медвежонок, зайка, котенок, чем ярче выражен в них образ, тем ближе они ребенку. Такого зайку хочется одеть, сшить ему штанишки, связать шапочку, назвать ласковым именем, уложить спать.
Я знакомлю детей с рисунками таких художников, как Ю. Васнецов, Е. Чарушин, В. Сутеев. В их иллюстрациях к сказкам образы животных проникнуты теплом, юмором, сказочностью. По своему характеру они очень близки игрушке.
Считаю, что основой всех материальных доброт, родником здоровья и духовного богатства людей служит природа. Мир природы! Это и чарующий узор ярких цветов, и свежий воздух, вселяющий в нас новые силы. Это и несметные богатства, которые людям надлежит постоянно беречь и приумножать. Природу любят многие, но внимательно, бережно относиться к ней могут только глубоко понимающие ее, и хорошо воспитанные люди. Поэтому я не только передаю детям знания об окружающем мире, прививаю умения и навыки, столь необходимые для их самостоятельного активного и рачительного общения с природой, но и учу вдумчиво читать эту вечно молодую книгу природы, воспитываю у детей чувство ответственности за сохранение естественно природной среды, чувство бережного, гуманного отношения ко всему живому, что есть на Земле.
При подготовке к занятиям уделяю внимание яркости, занимательности, динамичности. Делаю так, чтобы урок экологии действовал не только на ум, но и на сердце и чувства детей, запоминался им надолго. Так, ребятам очень понравился урок экологии «Если вы пошли в гости», цель которого, закрепить знания воспитанников о правилах поведения в природе. Учить бережному и доброму отношению к природе и друг другу. Урок был насыщен многообразными формами. Это и инсценировка «О незадачливом мальчике и верных друзьях природы», и конкурсная программа, и обсуждение ситуаций. В конце урока ребята изготовили композицию «Природа – наш дом». Я стараюсь подвести ребят к выводу, что любить природу – значит творить добро.
Результаты своей воспитательной работы я вижу не сразу. Они бывают и не такими наглядными как при обучении практическим навыкам. Но, однако, после проведения занятий, не сразу, не вдруг, а исподволь и постепенно положительные результаты начинают проявляться. У воспитанников исчезают нежелательные формы поведения, меняются отношения со сверстниками и друзьями, они утверждаются в мысли о значимости нравственных отношений, умеют уже оценивать поступки других людей и свои собственные с позиций общечеловеческой морали. Приобретенный багаж нравственных знаний становится для них фундаментом поведения в будущем.
Наблюдая за ребятами, я провожу исследования нравственного развития воспитанников. Диагностика проходит в три этапа:
- входная диагностика;
- промежуточная диагностика;
- выходная диагностика.
Все диагностические методики были направлены на выявление:
- степени осознанности воспитанниками нравственных категорий;
- ценностных ориентаций ребенка;
- сформированности отношения учащихся к окружающим людям.
Результаты входной (2004-2005) диагностики показали в целом невысокий уровень осознанности нравственных категорий. Понимание воспитанниками нравственных категорий («друг», «счастье», «трудолюбие») и отношение к окружающим людям проверялись с помощью методики «Цветопись» (модифицированный вариант цветового теста Люшера). Детям предлагала на листе для рисования наложить мазками «любимые» и «нелюбимые» цвета. После объяснения: мои «любимые» - это те цвета, которыми я обозначаю то, что люблю, что мне нравится, что меня радует; «нелюбимыми» цветами я изображаю то, что мне не нравится, когда мне плохо или что-то не хочется делать. Затем дети переворачивают лист бумаги. Он разделен на 6 секторов с надписями: друг, счастье, трудолюбие, семья, учение, игра.
Планы уроков по технологии
План урока №1 Тема: Курица фаршированная Класс: 8 Время: 45 мин. Образовательные цели - учащиеся должны усвоить следующие знания: 1. Ознакомить учащихся с технологией приготовления курицы фаршированной; 2. Рассказать о технике безопасности при готовке блюда. Развивающие цели - учащиеся должны разви ...
Учебная деятельность
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в разви ...
Роль содержания учебного материала и форм организации учебной деятельности
в мотивации учения
Прежде всего, учебный материал должен отвечать познавательным потребностям детей. Учитель должен всегда учитывать характер потребностей своих учащихся, чтобы содержание конкретного урока удовлетворяло их потребностям. Для этого содержание материала должно быть вполне доступным, должно исходить из и ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.