Педагогика и образование » Нравственное воспитание личности в творческом объединении "Фантазия"

Нравственное воспитание личности в творческом объединении "Фантазия"

Страница 8

Какие же пьесы разыгрывать с детьми? Разумеется, лучше всего народные сказки. Русская народная сказка радует и нас, взрослых, оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором. Ребенок, входя в сказку, получая роль одного из ее героев, приобщается к культуре своего народа, непроизвольно впитывает в себя то отношение к миру, которое дает силу и стойкость, чтобы прожить будущую жизнь.

Нравится детям пьеса «Заюшкина избушка». Мораль сказки – несправедливость рано или поздно обязательно будет наказана. Человеку – взрослому и маленькому больше свойственно чувство жалости. В этой сказке Медведь и Волк струсили перед страшной, как им показалось, Лисой. А прогнал-то ее Петух – птица вовсе не сильная, а умная да смелая.

Сказка, спектакль, театрализованная игра пользуются у детей неизменным интересом. Они с удовольствием включаются в игру, перевоплощаясь в тот или иной образ, отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы. Вместе с детьми занимаемся разыгрыванием этюдов, упражнениями на развитие эмоций, движений, жестов, мимики, словесными и пальчиковыми играми.

Важным средством воспитания является игра. В жизни детей игра не только способ отдыха, но и необходимый вид деятельности. Без игры дети не могут нормально расти и развиваться. Игра – это такая форма деятельности, которую дети принимают охотно и больше всего любят. Игры способствуют организации детского коллектива, созданию радостного, бодрого настроения. В игре испытываются возможности, просыпаются дремавшие до поры силы, способности получают мощный стимул к развитию. Благодаря воображению и фантазии в игре легче преодолевать трудности. В процессе игр обогащается духовный мир детей, расширяется круг их знаний, развивается познавательная активность. Игра делает жизнь детей увлекательной и интересной. Кроме того, игра – это школа морали в действии (так определил ее известный психолог А.Н. Леонтьев). Можно сколько угодно долго объяснять ребенку «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь игра способна через эмоциональное сопереживание, через постановку себя на место другого, научить его действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями. Игры при умелой организации педагога учат многим добродетелям, терпимости к другим, доброте, отзывчивости, взаимовыручке, честности, смирению.

Так как наиболее привлекательной деятельностью в школьном возрасте является игра, поэтому в занятия я включаю много игровых упражнений. Например, игра «Вежливо-невежливо». Становимся все вокруг. Я кидаю мяч одному из играющих и одновременно задаю вопрос, например: «Уступить в трамвае место?». А тот, к кому летит мячик, ловит его, если это вежливо, и отвечает: «Вежливо». Если это невежливо, мяч не надо ловить и сказать: «Невежливо». Теперь тот, у кого мяч сам кидает кому-то из ребят и тоже задает вопрос. Модернизация самой игры в «вежливо-невежливо» помогает детям быстрее осваиваться в ней и включиться в игровой процесс. Вначале я сама задаю вопросы, потом дети уже сами самостоятельно продолжают. Для вопросов беру самые простые моменты: ситуации повседневного поведения, в которых дети уже знают, как вести себя. Получается своеобразное повторение и закрепление уже известного детям. Например, могут быть заданы такие вопросы: «Поздороваться при встрече?», Толкнуть, не извиниться?», «Помочь поднять упавшую вещь?» и т.д.

Вот пример другой игры, которую я проводила с ребятами – «Стоп – красный свет». Все мы знаем, что когда горит красный свет светофора, идти нельзя, это опасно. Вот и по отношению к людям, надо помнить о таком сигнале. Он загорается тогда, когда человеку что-то неприятно, обидно, больно. Играем мы так: загадываем друг другу разные задачки про то, как поступить. Один рассказывает, а другой внимательно слушает, чтобы, когда встретится поступок невежливый, неэтичный, безнравственный, сказать: «Стоп – красный свет». Если он вовремя заметил красный цвет, то берет себе красный шарик (шарики лежат в коробочке). А если не заметил – штраф. Это красные палочки, которые тоже лежат в коробочке. У кого больше шариков, тот выиграл, а проигравший исполняет желание, может спеть, станцевать, рассказать стихотворение и т.д. Примеры ситуаций самые обычные, например: «Ребята небольшой группой шли вместе после школы и, остановившись на перекрестке посредине дороги, стали прощаться. Два мальчика о чем-то увлеченно спорили в автобусе и так громко, что все стали на них оглядываться и т.д. Так постепенно дети накапливают знания о нормах этического, нравственного поведения.

Игра-ассоциация «Человек-солнышко» позволяет ребятам высказать свои суждения и оценки относительно каких-то нравственных качеств, при сравнении их с конкретными образами. Напевая известную детскую песенку «Точка, точка, запятая, минус – рожица кривая», одновременно рисую крупным планом смешного человечка. А потом спрашиваю, что можно о нем сказать. Уточняю вопрос: можно ли сказать, что он воспитанный, приятный для окружающих? Нет. Ребята, а давайте «наградим» человечка такими качествами, благодаря которым его можно будет назвать культурным, воспитанным. По мере ответов (вежливый, добрый, приветливый и т.д.) рисую длинные линии солнца вокруг человечка. В каждую из них вписываю положительное качество. Так подвожу ребят к мысли, что воспитанный человек – это солнышко для других людей – светит, греет, улыбается.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10

Еще по теме:

Понятие "индивидуализация" обучения
Одной из наиболее обсуждаемой за последние годы в педагогической науке проблем в свете реформирования современного образования является разработка индивидуального и дифференцированного подходов, как средство преодоления несоответствия между требованиями учебно-воспитательного процесса и реальными в ...

Анализ методических рекомендаций и обоснование направления коррекционно-развивающей работы для преодоления нарушений письма
Дисграфия у детей - это одно из проявлений системного недоразвития речи и ряда неречевых функций, затрудняющих освоение письма, языковых знаний и умений. По мнению многих исследователей, нарушения письма основываются на совокупности дисфункций: дефектов устной речи, недостаточной сформированности п ...

Сущность и понятие профессионального самоопределения школьников
В философии «самоопределение» определяется как понятие этики и рассматривается как «деятельное отношение к ситуации, бескорыстным и даже связанным с риском, поскольку оно направлено на защиту эстетических ценностей от того, что им угрожает». Методологические основы психологического подхода к пробле ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.009