Педагогика и образование » Исправление дефектов голосового звучания » Цели и задачи вокального воспитания учащихся в общеобразовательной школе

Цели и задачи вокального воспитания учащихся в общеобразовательной школе

Страница 4

В вокально-хоровой работе без внимания не может остаться сам процесс звукообразования. Звук, образующийся в гортани, в момент своего появления очень слаб, и его усиление, а также тембровая окраска происходит во время попадания звука в пространства (полости), называемые резонаторами. Верхний резонатор (головной) - это полость глотки, рта, носа. Нижний резонатор (грудной) - это полости бронхов и трахеи.

У детей в среднем возрасте постепенно развивается грудной резонатор. Формирование грудного резонатора - ответственный период для юного певца. С одной стороны, игнорирование возможностей грудного регистра обрекает певцов на продолжение пения в фальцетной манере, а хор лишает тембровых красок, с другой стороны, неумеренное использование грудного регистра, когда раньше времени взрослеет голос, лишает его определенной звонкости и полетности.

В задачу хормейстера входит умелое смешение и использование, как головного, так и грудного регистров у детей. Важно добиться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса. Использование при пении головного резонатора и в то же время включение при необходимости грудного резонатора - это довольно трудная, но посильная задача, и для каждой хоровой партии особая.

Важнейшей частью всей вокально-хоровой работы является артикуляция. Артикуляция (латинское articulatio) - работа органов речи: губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок. Она тесно связана с дыханием, звукообразованием, с интонированием. Только при хорошей артикуляции во время пения текст доходит до слушателя. Артикуляционный аппарат у детей нуждается в развитии. Необходимо проводить специальную работу по его активизации. Здесь важно: умение открывать рот при пении, правильное положение губ, освобождение от зажатости, от напряжения нижней челюсти, свободное расположение языка во рту, - все это влияет на качество исполнения. При пении важны такие особенности произношения, как:

напевность гласных;

умение их округлять;

стремление к чистоте звучания неударных гласных;

быстрое и четкое выговаривание согласных.

На выговаривание гласных, т.е. на дикцию нужно обратить особое внимание. С первых уроков важно внимательно следить за движениями нижней челюсти, формой рта и четкостью работы языка при произношении согласных. Главный недостаток детской дикции состоит в вялости артикуляционных движений. Наоборот, при слишком энергичной работе внешних органов артикуляции получается излишне открытое, малоприятное звучание гласных. Задача руководителя постоянно следить за артикуляцией при работе хора над тем или иным произведением, а так же при проведении специальных упражнений.

Одной из важнейших частей вокально-хоровой работы является распевание. Цель распевания, как показывает само название, - "распеть" голос и подготовить его к более совершенному овладению певческими навыками, необходимыми для исполнения песен, разучиваемых на уроке. Распевание является систематической тренировкой голоса, укрепляющей усвоение основных навыков голосообразования, дыхания, и это чрезвычайно целесообразно для стимуляции тонуса гладкой мускулатуры трахеи и бронхов. Наиболее рациональной формой работы является распевание, предшествующее началу урока. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей детского хорового коллектива. С другой стороны, упражнения должны содействовать наиболее быстрому преодолению технических трудностей, встречающихся в разучиваемой песне. Такие упражнения имеют эпизодический характер. В некоторых хорах при распевании как сопрано, так и альты используют одинаковый диапазон, то есть за исключением самых верхних и самых нижних звуков весь хор распевается в одном диапазоне (ля - си-бемоль малой октавы - фа второй). В этом случае преследуется определенная цель развития микстового (смешанного), так и грудного звучания вне зависимости от принадлежности к той или иной хоровой партии.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Дошкольник в системе межличностных отношений
Вопросы становления детского коллектива, характерные особенности группы детского сада и межличностных отношений в ней, влияние дошкольной группы на формирование личности отдельных детей - все это представляет исключительный интерес. Поэтому и проблема межличностных отношений, которая возникла на ст ...

Сущность и содержание понятия «социально-педагогический потенциал» учреждения дополнительного образования
Наше быстро развивающееся социальное общество предъявляет высокие и зачастую противоречивые требования к такой области как дополнительное образование, а значит, и к педагогике. Это обуславливает особое значение диалектической гибкости научных понятий, служащих раскрытию изучаемых педагогических явл ...

Общая последовательность изучения материала линии неравенств
Необходимо учитывать два противоположных направленных процесса, сопровождающие обучение. Первый процесс - постепенное возрастание количества классов неравенств и приемов их решения, различных преобразований применяемых в решении. За счет увеличения объема материал как бы дробится, изучение его новы ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.1039