Кто что делает
Учитель учит, доктор лечит, повар варит, уборщица убирает, маляр красит, художник рисует, продавец продает, парикмахер стрижет, шофер водит машину.
В процессе логопедической работы необходимо дифференцировать следующие пары глаголов.
Дифференциация глаголов, близких по семантике: шить — вязать, класть — ставить, строить — чинить, чистить — подметать, нести — везти, мыть — стирать, лежать — спать, лежать — стоять.
Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов: умывает — умывается, купает — купается, качает — качается, прячет — прячется, обувает — обувается, причесывает — причесывается, одевает — одевается.
Дифференциация глаголов, противоположных по значению: одеть — снять, поднять — опустить, бросить — поймать, найти — спрятать, положить — убрать, дать — взять.
(Предполагаются пары картинок по этим действиям.)
Дифференциация глаголов осуществляется как в импрессивной, так и в экспрессивной речи. Для дифференциации и импрессивной речи детей просят показать на картинке то или иное действие (например: покажи, кто купает, а кто купается). Кроме того, предлагается подобрать картинки в ответ на тот или иной вопрос. Например, детям предъявляются картинки: девочка, мальчик, заяц, лягушка, птица, самолет, собака, лиса, лошадь, мужчина, бумажный змей. Далее задаются такие вопросы: "Кто умеет читать?", "Кто умеет бегать?", "Кто умеет скакать?", "Кто умеет летать?" II т.д. В ответ на вопрос дети отбирают картинки. Для закрепления в экспрессивной речи дети составляют предложения. Например: Птица, самолет летают или Лягушка, заяц скачут.
Овладение прилагательными начинается со слов, обозначающих основные цвета (белый, черный, красный, синий, ;зеленый, желтый), величину (большой — маленький), форму (круглый, овальный, квадратный, треугольный). В дальнейшем отрабатываются слова, обозначающие высоту (высокий — низкий), толщину (толстый — тонкий), длину (длинный — короткий), ширину (широкий — узкий), вкусовые качества (сладкий, горький, соленый, кислый, вкусный), качества поверхности (колючий, гладкий, пушистый), вес (тяжелый легкий).
На более поздних этапах проводится работа над прилагательными, которые образуются от существительных с помощью суффиксов (дерево— деревянный, береза— березовый, . стекло — стеклянный, фарфор — фарфоровый, бумага — бумажный, железо— железный, мех— меховой и т.д.). Эта |работа тесно связана с развитием словообразования . Также необходимо уточнять значение прилагательных, сложных по семантике, например оценочных, обозначающих внутренние качества человека {добрый, злой, ленивый и т.д.).
При этом используются такие приемы работы:
1. Описание предметов (по цвету, форме, величине и т.д.). Детям предлагаются картинки и задаются вопросы. Например: "Какой помидор?", "Какой огурец?", "Какой мяч?" и т.д.
2. Отгадывание загадок:
Про кого можно сказать: рыжая, пушистая, хитрая? Желтый, овальный, кислый. Что это? Про что можно сказать: круглый, сверху зеленый, внутри красный, очень сладкий?
Зеленый, продолговатый, твердый, вкусный. Что это?
3. Добавление прилагательных в предложение. Детей просят закончить предложение. Используются пары картинок:
Груша сладкая, а лимон Огурец овальный, а помидор . . Лента узкая, а река Дерево высокое, а куст Молоко жидкое, а сметана . .
Обогащение словаря осуществляется и за счет местоимений, числительных, наречий и других частей речи.
Уточнению значений слов способствует и работа над антонимами: существительными (день — ночь, радость — печаль), прилагательными (высокий — низкий, длинный — короткий), глаголами (радуется — грустит), наречиями (далеко — близко).
Логопедическая работа по обогащению словаря предполагает и уточнение значений слов-синонимов.
Важное место во вспомогательной школе отводится усвоению значения слова с постепенным переходом от конкретного значения слова к пониманию грамматического значения в словосочетании, предложении.
Актуализации словаря способствует и работа по звуковому анализу слова, закреплению его слухового и кинестетического образа.
Расширение и обогащение словаря умственно отсталых детей должно быть тесно связано с развитием грамматического строя речи.
Формирование грамматического строя речи
В младших классах вспомогательной школы формирование грамматического строя речи осуществляется в следующих направлениях:
1) формирование глубинной и поверхностной структуры предложения;
2) развитие навыков словоизменения и словообразования;
Индивидуальные учебные задания по физике
Несомненна роль индивидуальных заданий в развитии у учащихся самостоятельности, инициативы, в воспитании у них интереса к чтению дополнительной, научно-популярной литературы, в развитии творческих способностей школьников и в приобщении их к исследовательскому труду. Содержанием индивидуальных задан ...
Анализ программ по естествознанию с точки зрения
экскурсионного движения и формирования наблюдательности
Анализ программ проводится с целью выявления экскурсионных форм образования по различным вариативным программам в современной начальной школе, и анализ их возможностей в процессе формирования наблюдательности у младших школьников. Природа и люди Автор З.А. Клепинина Основу содержания курса "Пр ...
Анализ работы по развитию представлений о форме у
детей раннего возраста
В познавательном развитии ребенка раннего возраста первые математические успехи занимают значительное место. Формирование у детей трехлетнего возраста представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве — необходимо для полноценного восприятия ими окружа ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.