Реформы высшей школы, проводившиеся правительством Тони Блэра, невозможно исследовать в отрыве от анализа ценностных ориентаций и установок лейбористов в это время. Само то, что они стали называть себя “новыми”, отразило происшедшую трансформацию партийного устройства и идеологии. Поэтому развитие последней в той мере, в какой она повлияла на процесс реформирования высшей школы, будет рассмотрено далее.
Фундаментом новой идеологии стал отказ от классового подхода. Это проявилось в изменении ст. 4 Устава партии, которая с 1918 года ставила цель обобществления средств производства. Новая редакция статьи, принятая в апреле 1995 года провозгласила ЛПВ партией демократического социализма, которая “верит, что общими усилиями мы достигнем большего, чем достигли бы в одиночестве, с тем, чтобы создать для каждого из нас условия для реализации наших истинных возможностей и для всех нас общество, в котором власть, блага и возможности находятся в руках многих, а не нескольких”. Также подчёркивалась важность создания общества, свободного от социальных контрастов, где права и обязанности неразрывно связаны между собой.
Принято считать, что изменение формулировки четвёртой статьи имело больше символическое, чем практическое значение. Действительно этот шаг продемонстрировал отход от национализаторских принципов и разрыв с прошлым ЛПВ, так что именно он считается тем моментом, когда “старые” лейбористы стали “новыми”. Сегодня мы имеем возможность увидеть, что принципы, утверждённые в ст. 4, довольно часто влияли на политическую практику и попытаться доказать это на примере высшей школы.
Пожалуй, лучше всего идеология “новых лейбористов” выражена в декларации Тони Блэра и Герхарда Шрёдера “Третий путь/Новый центр” , выпущенной в июне 1999 года. Она концентрировано отразила сформировавшиеся ранее новые идеологические установки. Заявленная цель декларации – стимулировать модернизацию, под которой понимается адаптация к объективным изменениям, происходящим в мире. В рамках рассмотрения процесса модернизации можно выделить несколько направлений, определённых в декларации.
Модернизация ценностей, таких как честность и социальная справедливость, свобода и равенство возможностей, солидарность и гражданская ответственность . Несмотря на то, что эти ценности являются вечными, или точнее к ним апеллируют во все времена, их понимание со временем видоизменяется и в декларации выражено стремление к тому, чтобы они “соответствовали современному миру” . Так, под “социальной справедливостью и равенством”, пожалуй, ключевыми ценностями в идеологии лейбористов, в прошлом понималось равенство в доходах. Методом реализации этих ценностей являлось значительное перераспределение доходов. Теперь же под ними имеется в виду равенство возможностей, задачу по обеспечению которого должно взять на себя государство. В своём предвыборном интервью в еженедельнике “Обсервер” Блэр дал понять, что обновлённая система ценностей лейбористов по-прежнему была направлена на обеспечение социальной справедливости, но иными методами. Под справедливым обществом при этом подразумевалось общество равных возможностей, в котором нет места крупномасштабному перераспределению доходов.
Модернизация подхода к управлению государством. Доля государственных расходов в национальном доходе достигла своего максимального значения, а величины налогов – своего предела . Это заставляет реформировать государственные услуги с целью снижения издержек. “Государство должно не грести, а рулить”, его роль в современных условиях состоит в том, чтобы предоставить гражданину возможность самому зарабатывать на жизнь, а не обеспечивать его через систему социальных пособий. “Все инструменты социальной политики должны… развивать персональную ответственность”. Это ясно выдаёт желание лейбористов уничтожить культуру иждивенчества, обеспечить баланс между правами и обязанностями.
Модернизация экономики и социальной сферы. Главной причиной социального неравенства, называется безработица, лучшей же гарантией здорового общества – увеличение числа рабочих мест и новые возможности для найма. Таким образом, лейбористы находят достижение и поддержание высокого уровня занятости лучшим методом для решения социальных проблем. В условиях современной экономики, когда невозможно гарантировать пожизненную занятость, отмечается необходимость доступа к образованию и переквалификации на всём протяжении жизни.
Хореографический коллектив в общеобразовательной школе
В современных условиях возникла настоятельная потребность в том, чтобы современная российская школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, начала строить принципиально иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полно ...
Формирование навыков учебной деятельности
Усвоение детьми программного материала в большей мере определяется работой, направленной на формирование навыков учебной деятельности. Важно с первых занятий развивать у ребят умение заниматься, систематически приучать к внимательному наблюдению за действиями педагога и одновременному слушанию его ...
Понятие социальная адаптация в отечественной и зарубежной
психолого-педагогической литературе
По существу изучения проблема социальной адаптации личности находится на стыке различных отраслей знания и является важнейшим перспективным подходом в комплексном изучении человека. Сам термин исходит от латинского слова adaptatio – приспособление. В науке всегда существовала потребность в общеприн ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.