Глобализация, размывание культурных, социальных, политических границ – одна из важнейших тенденций современной жизни. Экономическое пространство становится универсальным, хозяйственные связи обретают действительно всемирный характер. Формируется глобальная информационная сеть, коммуникативное пространство приобретает планетарный характер, обмен информацией происходит практически мгновенно. Образуются наднациональные и вненациональные организации и институты. Все значительнее становится роль образования, производство научных знаний, информации, интеллектуальный потенциал является приоритетным источником развития нации, ее ресурсом. В данной ситуации университеты сталкиваются с множеством проблем. С одной стороны, для университетов стремление к интернационализации в определенном смысле естественно, так как идеальное сообщество ученых не должно знать пространственных границ, и интернационализация - это шаг в направлении более открытой и объективной науки. С другой - высшее образование в разных странах структурировано по-разному: различаются продолжительность обучения, состав и содержание курсов, количество самостоятельной работы, интенсивность обучения на разных этапах, система отчетности и так далее. Для того чтобы понять, какого рода подготовку получил человек, недостаточно лишь видеть его диплом, нужно знать специфику той системы образования, в которой он был выдан. Глобализация в сфере образования предъявляет требования прозрачности образовательной системы для всех ее субъектов.
Болонский процесс - яркий пример попытки выработать общие рамки, которые обеспечивали бы понимание между университетами, в данном случае между европейскими странами. В Европе проблема создания единого образовательного пространства встала очень остро, так как множество разнообразных образовательных систем, сконцентрированных на сравнительно небольшой территории континента, существенно препятствовало развитию единого рынка труда. Создание единого образовательного пространства в Европе изначально преследовало политические, экономические и научно-образовательные цели. В числе политических целей называли установление политического, дипломатического и экономического диалога, соединение народов Европы, упрочение взаимного понимания и уважения. Экономической целью считалось повышение конкурентоспособности европейской экономики и поощрение инноваций с тем, чтобы в 2010 году экономика Евросоюза стала наиболее конкурентоспособной в мире. Наконец, научно-образовательной целью было порождение знаний и идей за счёт расширения международных контактов.
Первые очертания это пространство начало приобретать в 1988 году, когда ректоры европейских университетов собрались в Болонье. В принятой Великой хартии университетов они отметили возрастание роли университета в третьем тысячелетии. Главным принципом деятельности университета была названа автономность, самостоятельность. Вторым по порядку упоминалось единство преподавания и научных исследований. Великая хартия призвала европейские университеты рассматривать взаимный обмен информацией и документацией, постоянное осуществление совместных проектов в качестве важнейшей меры для приращения знаний. В этих целях рекомендовалось поощрять мобильность преподавателей и студентов; вырабатывать общую политику учреждения эквивалентных степеней со сходным статусом; осуществлять прозрачный контроль знаний.
Следующим шагом к созданию общеевропейского образовательного пространства явилось подписание в 1997 году Лиссабонской конвенции «О признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе». Опираясь на положения Великой хартии, конвенция признала огромное разнообразие систем образования в Европейском регионе, которое отражает культурное, социальное, политическое, философское, религиозное и экономическое разнообразие и составляет исключительное богатство Европы, и расширила права университетов в вопросах признания зарубежных дипломов и квалификаций.
Очертания грядущего Болонского процесса стали значительно явственней после подписания в Сорбонне 25 мая 1998 года Сорбоннской декларации о гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования. Впервые провозглашался лозунг «Европа Знаний», а университетам отводилась стержневая роль в развитии континента.
Татаевская школа в наше время
Как и во времена Рачинского, Татевская школа имеет интернат для детей из дальних сел и деревень. Численность учащихся в последние годы колеблется от 100 до 110 человек. Деятельность школы регламентируется Уставом школы и ученическим самоуправлением в форме «Парламентской республики», которая имеет ...
Система работы по физическому воспитанию детей с отклонениями
в развитии детей 5-7 лет
Важное значение в системе обучения придается физическому воспитанию детей, направленному на охрану и укрепление их здоровья, гармоничное физическое развитие, развитие потребности в двигательной активности, формирование основных движений и двигательных качеств, коррекцию и профилактику нарушений физ ...
Проектирование современного урока физики
Поиски новых путей в преподавании всегда были важной частью любой науки. Преподавание, следуя развитию науки, должно непрерывно менять свои формы, ломать традиции, искать новые формы. Однако в этом процессе необходимо проявлять большую осторожность. Неотъемлемым качеством всякого урока должны стать ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.