Методы практических занятий охватывают достаточно широкую область действий учащихся, но общее в них то, что преобладает применение знаний в решении практических задач. А это побуждает школьников к приобретению новых и углублению имеющихся знаний.
Под формой организации обучения технологии понимают способы организации построения учебно-воспитательного процесса, определяющего характер учебно-трудовой деятельности учащихся, руководство этой деятельностью со стороны учителя, а также структуру занятия.
Формы определяются целями и основными задачами обучения. На выбор форм влияют: состав обучающихся, особенности содержания обучения, место и время занятия, последовательность видов деятельности учащихся. [6, c. 120] Вопрос о формах может рассматриваться с нескольких точек зрения:
Формы обучения: урочные, внеурочные.
Формы организации учебного труда учащихся: фронтальные, звеньевые, индивидуальные.
Формы традиционного и активного обучения: урок, факультатив, игры, конкурсы, проектирование.
Для более углубленного изучения раздела Технология обработки ткани можно организовать внеурочные факультативные занятия, провести игры и конкурсы между параллельными классами. Вариантов может быть множество. Но мы остановимся на урочной форме обучения, а значит более подробно следует рассмотреть формы организации учебного процесса.
Под организационной формой трудового обучения понимают способы организации ученического коллектива для учебной работы, формы руководства деятельностью школьников, а также структуру построения учебных занятий.
Фронтальная форма организации обучения выражается в том, что все учащиеся выполняют одинаковые задания. При фронтальной форме работы рассматривается содержание вводного инструктажа, объяснение работы, предупреждение о типичных ошибках и коллективное обсуждение причин, их вызывающих. Когда работа одинакова, легче контролировать ее этапы, удобнее сравнивать степень продвинутости у разных учеников, проще проводить групповой инструктаж, так как всегда есть возможность сравнения. Коллективная работа способствует восприятию одним школьником удачных приемов у других, поиска выхода из затруднений за счет обмена опытом.
Для изучения рассматриваемого раздела фронтальная форма организации обучения наиболее удобна. Но нельзя забывать, что эта форма организации трудового обучения имеет свои недостатки. Она не считается с различиями в развитии отдельных учащихся, вследствие чего из-за разного темпа работы фронтальность нарушается. К тому же каждый школьник от начала до конца выполняет работу сам, у него не формируется представление о характере разделения труда на совместном производстве.
Групповая (звеньевая) форма организации работы школьников предполагает разделение при выполнении работ на группы из нескольких человек. Каждая группа выполняет свое задание. При формировании групп стоит учитывать следующее:
Состав групп постоянен. Учащиеся создают их сами, руководствуясь личными взглядами.
Работой группы руководит старший, функции которого учащиеся выполняют поочередно.
Группы работают под обязательным контролем учителя.
В изучаемом разделе возможен такой вариант групповой работы. Перед классом стоит одно задание: выполнение стенда «Разные виды машинных швов». При этом каждая группа выполняет свое задание: одна группа выполняет стачной шов вразутюжку и взаутюжку, другая – выполняет накладной шов с открытыми срезами, третья –накладной с закрытым срезом и вподгибку с закрытым срезом. После окончания работ оформляется стенд.
Естественно, при групповом выполнении задания усложняется руководство учебным процессом: учителю приходиться осуществлять контроль одновременно за несколькими разнообразными рабочими участками. Но в тоже время эта организационная форма позволяет создать у школьников правильное представление о современной организации труда на производстве.
Индивидуальная форма организации работы – выполнение каждым учащимся различного задания. Конечно, для сильного ученика, которому дана сложная, интересная задача, и для слабого, который также выполняет посильное задание, такой вид важен – для самоутверждения. В изучении раздела Технология обработки ткани такая форма организации работы приемлема, например при выполнении моделирования фартука.
Дидактические средства – это все предметы и орудия деятельности, которыми пользуются учитель и ученики для более эффективной реализации задач образования.
Выделяют следующие функции дидактических средств:
они служат непосредственному познанию учениками определенных фрагментов действительности (познавательная функция);
они являются средством развития познавательных способностей, а также чувств и воли учащихся (формирующая функция);
они представляют собой важный источник знаний и умений, приобретаемых учащимися, облегчают закрепление проработанного материала, проверку степени овладения знаниями и т.п. (дидактическая функция).
Содержание работы по орфографии в школе
Формирование орфографических умений и навыков невозможно без орфографических знаний и правил. Из орфографических знаний, правил, умений и навыков состоит работа по орфографии в школе. Орфографические знания складываются из понятий и фактов. Понятия отражают множество однородных фактов правописания. ...
Бихевиоризм и теория обучения
Основные законы обучения бихевиористской теории широко применяются в модульной технологии обучения. Принципы бихевиористской теории обучения были сформулированы Э. Торндайком, который длительное время изучал особенности научения животных. Его опыты с животными послужили основой возникновения бихеви ...
История создания «вальдорфских школ»
Р. Штайнер (1861–1925) – австрийский педагог, мыслитель, философ. Философское учение Р. Штайнера, антропософия (antropos – человек, sорhiа – мудрость), рассматривает педагогику как науку о человеке – совокупности трех составляющих: тела (опорно-двигательная система, обмен веществ, действенно-волева ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.