В формирующем эксперименте участвовала только экспериментальная группа (9 «А» класс). Основу данного этапа составляли ролевые и профориентационные игры, игровые упражнения, профессиональная диагностика и профессиональное просвещение. В 9 «Б» классе занятия проводились в традиционной форме с использованием репродуктивных методов обучения.
Профориентационные игры позволяют рассмотреть ценностно-смысловые аспекты профессионального выбора: планировать дальние и ближние перспективы профессионального развития; зримо представить профессии; рассмотреть различные внешние и внутренние препятствия на пути к профессиональным и жизненным целям; моделировать сам процесс профессионального выбора. Знакомство с миром профессий - лишь одна из задач профориентации, поскольку от знакомства до выбора может быть достаточно далеко (как от простого интереса до сознательного выбора) .
Целью проведения профессиональной диагностики являлось выявление интересов, склонностей старшеклассников, направленности личности, первичных профессиональных намерений и их динамики, определение социальных установок старшеклассников, определение мотивации выбора и ее структуры, определение выраженности и структуры способностей каждого.
Целями профессионального просвещения являлись расширение круга известных участникам эксперимента профессий, а также повышение уровня знаний старшеклассников об этих профессиях и о выбранной профессии в частности. Как было сказано выше, профессиональное просвещение включает в себя следующие направления: профессиональная информация и профессиональная агитация. Первое направление реализовывалось посредством организации занятий, на которых школьникам была предложена информация о различных профессиях, требованиях, которые они предъявляют к специалисту. Также давалась информация:
- о состоянии рынка труда и потребности в кадрах;
- о средне-специальных и высших учебных заведениях, обучающих специалистов той или иной области профессиональной деятельности;
- какой уровень образования необходим и какие экзамены сдаются при поступлении в то или иное образовательное учреждение.
Заключительный (контрольный) этап эксперимента
После проведения формирующего эксперимента, была проведена обработка полученных данных.
На данном этапе в эксперименте участвовали обе группы респондентов. Результаты анкетирования в экспериментальной группе представлены в таблице 3.2:
Таблица 3.2
на констатирующем этапе |
на контрольном этапе | ||
I. Выбор профессии: | |||
30% школьников уже сделали выбор конкретной профессии; |
45% школьников уже сделали выбор конкретной профессии; | ||
30% школьников выбирают между 2-3 профессиями; |
40% школьников выбирают между 2-3 профессиями; | ||
40% школьников еще не выбрали себе профессию |
15% школьников еще не выбрали себе профессию. | ||
II. Уровень знаний о профессии (из детей, сделавших выбор одной или 2-3 профессий): | |||
высокий уровень знаний у 20% детей; |
высокий уровень знаний у 60% школьников | ||
средний уровень знаний у 45% детей; |
средний уровень знаний у 20% школьников; | ||
низкий уровень знаний у 35% детей. |
низкий уровень знаний у 20% школьников. | ||
III. Причина выбора профессии (из школьников, сделавших выбор одной или 2-3 профессий): | |||
для 30% школьников интересна выбранная деятельность |
для 40% школьников причина выбора - интерес к выбранной деятельности; | ||
для 30% школьников главное в выбранной профессии - престиж, высокая заработная плата, интерес не обязателен; |
для 35% школьников главное в выбранной профессии - престиж, высокая заработная плата, интерес не обязателен; | ||
40% школьников выбрали себе профессию на примере или по совету родителей |
25% школьников выбрали себе профессию на примере или по совету родителей | ||
Роль игры в развитии пространственных представлений у детей
Вопросами формирования у детей представлений о пространстве занимался целый ряд как отечественных, так и зарубежных ученых и практиков: Л.А. Венгер, Р.К. Говорова, А.Н. Давидчук, О.М. Дьяченко, Т.И. Ерофеева, В. Каразану, Т.В. Лаврентьева, А.М. Леушина, Т. Мусейбова, В.П. Новикова, А.А. Столяр, М.А ...
История развития учения о голосе и его нарушениях
Изучение патологии голоса и способов его восстановления является одной из проблем логопедии. В последние годы область педагогического воздействия при различных нарушениях голосового аппарата значительно расширилась, получив наименование фонопедия. Фонопедия — комплекс педагогического воздействия, н ...
Методический день: изучение документации, которая ведется на группе
Сегодня я весь день изучила документацию, которая ведется на группе. Деятельность воспитателя запланирована и организована в соответствии с целями и задачами профессиональной деятельности, образовательного учреждения, сложившейся и формирующейся системой работы. Перечень документов: - табель посеща ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.