Разница в результатах анкетирования старшеклассников в контрольной группе на констатирующем и контрольном этапах хорошо видна на графиках (Рис. 3).
В контрольной группе (9 «Б») занятия проводились в традиционной для данной школы форме, по программе и календарно-тематическому плану. После окончания занятий в 9 «Б» классе было повторно проведено анкетирование.
Рис. 3. Результаты анкетирования старшеклассников на контрольном этапе. Контрольная группа
Результаты нашего исследования позволяют сделать вывод о том, что традиционные методы профориентации (лекции, беседы, экскурсии, изредка проводящиеся экскурсии и др.), практикующиеся обычно в школах, мало способствуют развитию внутренних средств самоанализа и саморазвития, а также активного профессионального самоопределения. В лучшем случае методы традиционной профориентации могут выполнять лишь функции профпропаганды и профпросвещения. Для оказания действенной психологической помощи подросткам в период выбора профессии необходимо организовать условия, способствующие включению учащихся в реальную деятельность, моделирующую те или иные жизненные ситуации профессионального самоопределения. Для этого лучше всего подходят профориентационные игры и упражнения.
Использование на уроках технологии профориентационных игр положительно влияют на профессиональное самоопределение учащихся.
Проведенное нами исследование показало, что современные старшеклассники сталкиваются с множеством проблем при профессиональном самоопределении. Эти проблемы связаны с недостаточными знаниями учащихся о мире профессий, о своих личностных особенностях, с неумением отстаивать свой выбор перед родителями или друзьями и т.д. Именно поэтому необходимо осуществлять профориентацию старшеклассников.
Для эффективности деятельности по профессиональному самоопределению старшеклассников целесообразно ориентироваться на формирование личностных качеств учащихся: способности к самопознанию и самоизменению, независимости, доверия к себе, умения делать выбор и нести за него ответственность, целенаправленности, самокритичности, компетентности, коммуникабельности, самостоятельности, мобильности, волевых качеств.
Профориентационная деятельность школьников будет эффективна при условии ее системности, комплексности и непрерывности.
Игры на самопознание и игры на знакомство с миром профессий являются эффективным средством для занятий по профориентации в старших классах общеобразовательной школы
Профессиональное самоопределение - это процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации. Это длительный процесс согласования внутриличностных и социально-профессиональных потребностей, который происходит на протяжении всего жизненного и трудового пути. Профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения сил и личностных возможностей.
Результаты нашего исследования позволяют сделать вывод о том, что традиционные методы профориентации (лекции, беседы, экскурсии, изредка проводящиеся экскурсии и др.), практикующиеся обычно в школах, мало способствуют развитию внутренних средств самоанализа и саморазвития, а также активного профессионального самоопределения. В лучшем случае методы традиционной профориентации могут выполнять лишь функции профпропаганды и профпросвещения. Для оказания действенной психологической помощи подросткам в период выбора профессии необходимо организовать условия, способствующие включению учащихся в реальную деятельность, моделирующую те или иные жизненные ситуации профессионального самоопределения. Для этого лучше всего подходят профориентационные игры и упражнения.
Игру следует использовать, когда учащихся трудно познакомить с определенной сферой производственных отношений путем включения их в конкретный труд. Игра дает возможность охватить производство во всем его многообразии, а не отдельные этапы.
На основе проведенного исследования можно сделать вывод о том, что введение профориентационных игр в традиционную систему учебно- воспитательной работы школы будет способствовать повышению активности учащихся в поисках своей профессии, формированию у них адекватной самооценки, выявлению и развитию профессионально важных качеств личности.
Особенности лексической стороны речи у детей со стертой дизартрией
В предыдущих главах нашего исследования мы рассмотрели онтогенез лексической системы при нормальном речевом развитии ребенка. Однако под влиянием различные неблагоприятных воздействий, как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов, а так же в первые годы жизни ребенка могут приводить ...
Воспитательный потенциал семьи
Воспитание является многофакторным процессом. На него оказывают влияние природная среда, жизненный мир и иерархия общественных ценностей; семья, школа и вуз, детские и молодежные организации; повседневная и профессиональная деятельность, искусство и средства массовой информации. Среди многообразия ...
Системы передачи в образовании
Любое обучение стимулируется средой. Конечно, иногда люди учатся без непосредственного влияния извне. Всем знакомы внутренние размышления, приводящие к инстинктивному знанию. Однако такой тип мышления зависит прежде всего, от полученных ранее стимулов. Само по себе понятие обучения предполагает нал ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.