Разница в результатах анкетирования старшеклассников в контрольной группе на констатирующем и контрольном этапах хорошо видна на графиках (Рис. 3).
В контрольной группе (9 «Б») занятия проводились в традиционной для данной школы форме, по программе и календарно-тематическому плану. После окончания занятий в 9 «Б» классе было повторно проведено анкетирование.
Рис. 3. Результаты анкетирования старшеклассников на контрольном этапе. Контрольная группа
Результаты нашего исследования позволяют сделать вывод о том, что традиционные методы профориентации (лекции, беседы, экскурсии, изредка проводящиеся экскурсии и др.), практикующиеся обычно в школах, мало способствуют развитию внутренних средств самоанализа и саморазвития, а также активного профессионального самоопределения. В лучшем случае методы традиционной профориентации могут выполнять лишь функции профпропаганды и профпросвещения. Для оказания действенной психологической помощи подросткам в период выбора профессии необходимо организовать условия, способствующие включению учащихся в реальную деятельность, моделирующую те или иные жизненные ситуации профессионального самоопределения. Для этого лучше всего подходят профориентационные игры и упражнения.
Использование на уроках технологии профориентационных игр положительно влияют на профессиональное самоопределение учащихся.
Проведенное нами исследование показало, что современные старшеклассники сталкиваются с множеством проблем при профессиональном самоопределении. Эти проблемы связаны с недостаточными знаниями учащихся о мире профессий, о своих личностных особенностях, с неумением отстаивать свой выбор перед родителями или друзьями и т.д. Именно поэтому необходимо осуществлять профориентацию старшеклассников.
Для эффективности деятельности по профессиональному самоопределению старшеклассников целесообразно ориентироваться на формирование личностных качеств учащихся: способности к самопознанию и самоизменению, независимости, доверия к себе, умения делать выбор и нести за него ответственность, целенаправленности, самокритичности, компетентности, коммуникабельности, самостоятельности, мобильности, волевых качеств.
Профориентационная деятельность школьников будет эффективна при условии ее системности, комплексности и непрерывности.
Игры на самопознание и игры на знакомство с миром профессий являются эффективным средством для занятий по профориентации в старших классах общеобразовательной школы
Профессиональное самоопределение - это процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации. Это длительный процесс согласования внутриличностных и социально-профессиональных потребностей, который происходит на протяжении всего жизненного и трудового пути. Профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения сил и личностных возможностей.
Результаты нашего исследования позволяют сделать вывод о том, что традиционные методы профориентации (лекции, беседы, экскурсии, изредка проводящиеся экскурсии и др.), практикующиеся обычно в школах, мало способствуют развитию внутренних средств самоанализа и саморазвития, а также активного профессионального самоопределения. В лучшем случае методы традиционной профориентации могут выполнять лишь функции профпропаганды и профпросвещения. Для оказания действенной психологической помощи подросткам в период выбора профессии необходимо организовать условия, способствующие включению учащихся в реальную деятельность, моделирующую те или иные жизненные ситуации профессионального самоопределения. Для этого лучше всего подходят профориентационные игры и упражнения.
Игру следует использовать, когда учащихся трудно познакомить с определенной сферой производственных отношений путем включения их в конкретный труд. Игра дает возможность охватить производство во всем его многообразии, а не отдельные этапы.
На основе проведенного исследования можно сделать вывод о том, что введение профориентационных игр в традиционную систему учебно- воспитательной работы школы будет способствовать повышению активности учащихся в поисках своей профессии, формированию у них адекватной самооценки, выявлению и развитию профессионально важных качеств личности.
Университеты – уникальный социальный институт
Исторический феномен развития университетов берет свое начало с XI века, когда университеты являлись средневековыми корпорациями, включавшими как магистров, так и учащихся (отсюда и их название – Universitas magistrorum et scolarium, корпорации учителей и учеников, или просто университеты, т.к. сту ...
Система профессионального образования
Профессиональное образование осуществляется через специальные школы и курсы. В государственную систему образования низшее профессиональное образование было включено в 1880 году, когда был издан закон о ремесленных школах. Большое значение для развития профессионального образования во Франции имел з ...
Приемы и методы активизации познавательной деятельности на уроках
литературного чтения
Литературное чтение – это учебная дисциплина, цель которой состоит в приобщении младшего школьника к миру искусства слова, в обучении правильному и выразительному чтению, а так же в формировании умения понимать замысел автора произведения и составлять собственное мнение. Истинное чтение – это чтени ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.