Формирование внутренней готовности самостоятельно совершать выборы. Об эффективности предложенной методики говорит проявление активности и самостоятельности старшеклассников в деятельность по профессиональному самоопределению.
Готовность работать с педагогом в процессе профессионального самоопределения. Любое взаимодействие будет эффективным, только если есть обратная связь. Это касается и профориентации. Если старшеклассники активно участвуют в тренингах, задают педагогу вопросы, выполняют его задания, то есть выражают свою готовность работать с ним и заинтересованность в профессиональном самоопределении – это является доказательством эффективности выделенной методики.
Результаты анкетирования в экспериментальной и в контрольной группах представлены в таблице 3.1:
Таблица 3.1
экспериментальная группа (9 «А» класс) |
контрольная группа (9 «Б» класс) | ||
I. Выбор профессии: | |||
30% школьников уже сделали выбор конкретной профессии; |
30% школьников уже сделали выбор конкретной профессии; | ||
30% школьников выбирают между 2-3 профессиями; |
25% школьников выбирают между 2-3 профессиями; | ||
40% школьников еще не выбрали себе профессию |
45% школьников еще не выбрали себе профессию. | ||
II. Уровень знаний о профессии (из детей, сделавших выбор одной или 2-3 профессий): | |||
высокий уровень знаний у 20% детей; |
высокий уровень знаний у 20% школьников | ||
средний уровень знаний у 45% детей; |
средний уровень знаний у 40% школьников; | ||
низкий уровень знаний у 35% детей. |
низкий уровень знаний у 40% школьников. | ||
III. Причина выбора профессии (из школьников, сделавших выбор одной или 2-3 профессий): | |||
для 30% школьников интересна выбранная деятельность |
для 30% школьников причина выбора - интерес к выбранной деятельности; | ||
для 30% школьников главное в выбранной профессии - престиж, высокая заработная плата, интерес не обязателен; |
для 35% школьников главное в выбранной профессии - престиж, высокая заработная плата, интерес не обязателен; | ||
40% школьников выбрали себе профессию на примере или по совету родителей |
35% школьников выбрали себе профессию на примере или по совету родителей | ||
Рис. 1. Результаты анкетирования старшеклассников на констатирующем этапе
Анализ полученных данных показал, что многие школьники еще не определились с выбором профессии, а из тех, кто определился, многие мало знают о выбранной профессии, о требованиях, которые предъявляют профессии к личности специалиста и о том, где ее можно получить. Большого внимания заслуживают и причины выбора профессии - большинство опрошенных школьников предпочитает интересу к профессии ее престижность и высокая материальная оплачиваемость. Однако, как было сказано выше, это не всегда оказывается лучше.
Формирующий этап эксперимента
На формирующем этапе для участвующих в эксперименте школьников были разработаны групповые и индивидуальные занятия, целью которых была профессиональная ориентация учеников.
Педагогическая деятельность Л. Н. Толстого
Педагогическая деятельность Льва Николаевича Толстого (1828—1910) началась с 1849 года, когда он учил грамоте крестьянских детей Ясной Поляны. Более активную педагогическую работу он стал вести с 1859 года, продолжая ее с перерывами до конца своей жизни. По возвращении с Крымской войны он открыл в ...
Формы и методы краеведческой работы с детьми
Одной из составляющих системы школьного краеведения являются организационные формы обучения. Существует три направления работы с учениками: Учебное (уроки, факультативные занятия) Внеурочное (занятия в краеведческих кружках, группах) Внешкольное (центры туризма и отдыха, дома школьников, центры эст ...
Исторические предпосылки возникновения игры
Игра – великое изобретение человека; она имеет для его биологического, социального и духовного развития. Игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она социальна по своему происхождению, по своей природе. Игра не возн ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.