Мы предполагаем, что предложенная нами система занятий по развитию навыков письма учащихся 4-го класса общеобразовательной школы на логопедических занятиях будет способствовать лучшему усвоению программы.
На этом формирующий этап эксперимента был закончен.
Экспериментальное исследование после обучающего этапа проводилось в апреле 2007 года.
Цель – проверить эффективность использования разработанной нами логопедической системы по развитию навыков письменной речи учащихся 4-го класса общеобразовательной школы.
Исследование проводилось в первой половине дня.
Чтобы оценить результативность и эффективность проделанной работы с детьми, нами были использованы те же задания, что и на констатирующем этапе эксперимента.
При анализе данных по первому заданию «Списывание с печатного текста», были получены следующие результаты:
1. Экспериментальная группа.
Хороший уровень успешности: 5 детей
Удовлетворительный уровень: 5 детей.
Недостаточный уровень: не отнесено ни одного ребенка.
По результатам проведенной работы мы видим, что уровень детей значительно повысился.
2. Контрольная группа
Хороший уровень: 1 ребенок.
Удовлетворительный уровень: 5 детей.
Недостаточный уровень: 4 детей.
Графически результаты представлены на рисунке 4.
Рис. 4. Результаты диагностики контрольной и экспериментальной группы по заданию 1 «Списывание текста»
Из рисунка 4 видно, что уровень детей экспериментальной группы на контрольном этапе эксперимента значительно превышает уровень детей контрольной группы.
При анализе второго задания «Изложение» результаты были следующими.
1. Экспериментальная группа.
Хороший уровень: 3 детей
Удовлетворительный уровень: 7 детей.
Недостаточный уровень: К нему не было отнесено ни одного ребенка.
По результатам проведенной работы мы видим, что у большей части детей наблюдалось достаточно полное раскрытие темы, но отмечались нерезко выраженные нарушения связности повествования, единичные ошибки в построении фраз. Трое детей смогли полно раскрыть тему.
2. Контрольная группа.
Проанализировав работы детей, нами было выделено три уровня успешности выполнения задания:
Хороший уровень: 1 ребенок.
Удовлетворительный уровень: 4 детей.
Недостаточный уровень: 5 детей.
В контрольной группе у учащихся не до конца сформирован навык написания изложения. Только один ребенок написал связный рассказ с малым количеством ошибок. У половины детей наблюдалось достаточно полное раскрытие темы, но отмечались нерезко выраженные нарушения связности повествования, единичные ошибки в построении фраз. У другой части детей наблюдались пропуски нескольких моментов действия, смысловые несоответствия, что привело к нарушению связности рассказа. Многие дети неправильно применяли слова, выпускали целые фрагменты действия, писали несколько предложений в одно. Количество ошибок увеличилось.
Результаты исследования экспериментальной и контрольной группы по второму заданию приведены на рисунке 5.
Рис. 5. Результаты диагностики уровня успешности детей по второму заданию «Изложение»
Из рисунка 5 видно, что уровень успешности у детей экспериментальной группы значительно выше, чем у детей контрольной группы.
При анализе данных третьего задания «Диктант» результаты были следующими.
1. Экспериментальная группа.
Хороший уровень успешности: к нему не было отнесено ни одного ребенка
Удовлетворительный уровень: 10 детей.
Недостаточный уровень: к нему не было отнесено ни одного ребенка.
Лексическое развитие ребенка в
онтогенезе
Лексика ребенка формируется постепенно в ходе речевого общения окружающих с ребенком и знакомства с окружающим миром. Л.И. Белякова, обобщая данные изучения речевого и психомоторного развития детей от 0 до 5 лет, свидетельствует: 0 -1,5 месяца жизни – период интенсивного интонационного обогащения к ...
Технология работы логистической системы
Существует несколько главных принципов построения и работы логистических систем. 1. Системный подход. Транспортировка, погрузочно-разгрузочные работы, управление запасами, обработка заказов и т. д. как логистические функции рассматриваются в качестве находящихся во взаимосвязи и взаимодействии элем ...
Краткая история становления психодиагностики как науки
Корни психологической диагностики и психодиагностического метода уходят в глубь веков. Одно из первых упоминаний о психодиагностики было найдено в литературе Древнего Египта. Жрецами в то время назначались люди, выдержавшие длительные проверочные процедуры. На первом этапе "диагностики" в ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.