Педагогика и образование » Развитие речевых умений младшего школьника » Совершенствование речевых умений младших школьников при работе над разными жанрами сочинений во 2-4 классах

Совершенствование речевых умений младших школьников при работе над разными жанрами сочинений во 2-4 классах

Страница 3

У лесника дома жил щенок. Вот и стали лисенок, и щенок расти вместе. И опять рядышком, и играют вместе. Лисенок прыгнет на лавку, а с лавки на стол и смотрит вниз. А щенок ползет по лавке - хлоп! - и упадет.

А потом лисенок спрыгнет вниз, и оба лягут спать рядышком. Спят они долго и сладко.

Эти задания были выполнены правильно всеми учащимися.

Работу по развитию речи продолжила в 3-4 классе.

Цель: дальнейшее обогащение словарного запаса, развитие связной устной и письменной речи.

Для достижения этой цели использовали серию упражнений, предназначенных для обучения младших школьников умению «составлять текст», т.е. постепенно и последовательно развертывать свою мысль, строить предложения и связывать их между собой. Смысловая и лексическая преемственность между предложениями стала для учеников критерием связности текста.

Первая группа упражнений предполагали работу над такой лексической формой соединения предложений, при которой в первом предложении обозначается целое, а во втором включается ряд слов, обозначающих конкретные детали целого:

Юннаты посадили на своем поле новый сорт картофеля и получили невиданный урожай. Некоторые клубни весили около кинограмма.

Эти упражнения познакомили учащихся с текстами описательного характера и подготовили школьников к овладению умением включать элементы описания в повествовательные тексты.

1. Видели ли вы березу? Опишите ее. В этом вам помогут вопросы.

Береза - красивое дерево? Какого цвета у нее ствол? Какие у нее ветви? Какой формы и цвета листья?

Какие слова помогают слову дерево присоединить к первому предложению второе, третье, четвертое?

2. Опишите ваше любимое дерево. Какие слова вы используете для связи предложений в рассказе?

3. Рассмотрите рисунок ромашки. Чем полезен этот цветок? Вы описываете ромашку человеку, который ее никогда не видел. О чем вы будете говорить? На что обратите внимание? Составьте к рисунку вопросы, по которым можно описать ромашку.

4. Прочитайте текст. Выпишите слова, которые помогают слову барсучонок присоединить к первому предложению другие предложения. Придумайте название рассказу.

Из корзинки на диван выбрался барсучонок. Какой же он забавный! Шерстка светлая. Ножки темные. Мордочка с темным носиком. Любопытные глазки. Ушки маленькие, стоячие. Есть и коротенький хвостик.

5. Из рассказа о барсучонке вы выписали слова, соединяющие предложения в тексте. Используйте эти слова в рассказе по любому из начальных предложений. Как вы назовете свой рассказ?

Мне подарили смешного неуклюжего щенка.

В цирке я видел тигров. Какие сильные и красивые звери!

6. Каждый день вам встречаются воробьи. Сумеете ли вы словами «нарисовать» их портрет? Можете ли «нарисовать» словесный портрет любой другой птицы?

7. Прочитайте начало рассказа. С помощью, каких слов к первому предложению присоединяются остальные, описывающие игрушечную собаку? Каким вы себе представляете кота? Опишите его. О чем еще нужно рассказать, чтобы было понятно, что кот и собака друзья? Запишите рассказ.

Кот и собака

Друзья были разные: кот настоящий, а собака игрушечная. Игрушка была старая. Правое ухо оторвали дикие звери. От хвоста осталось одно проволочное колечко. Шерсть на спине съела моль.

8. Прочитайте текст. Выпишите слова, с помощью которых предложения соединяются друг с другом.

На хлебозаводе

Здание хлебозавода круглое. Стены и пол покрыты красивыми плитками. В цехах машины из металла и пластмассы, рабочих мало. Хлеб к выпечке готовят автоматы.

9. Прочитайте сочетания слов. Какую мысль они выражают? Какие слова нужно вставить, чтобы получился рассказ? Можно ли точно подобрать слова-связки, если неизвестна тема и главная мысль рассказа?

1. . 2. светло-зеленые. 4. Такого же цвета удобные . 5. С любого места хорошо видна . 6. Три больших . 7. стоят цветы. 8. _ хранятся книги и кассеты.

Составьте с помощью данных слов рассказ на тему «Наша классная комната». Как вы начнете рассказ? В какой комнате занимается ваш класс?

Вторая группа упражнений тренировала учащихся в соединении предложений, связанных отношениями общего и частного, а именно: во втором предложении дается обобщенное название того, что описывается в первом; во втором предложении конкретизируется то, чему дано обобщенное название в первом предложении, например:

Наступили пасмурные, но тихие дни поздней осени. В такую погоду хорошо отправиться на охоту.

Осенний убор каждого дерева имеет свой оттенок. Молодые рябины и осины совсем красные. Зато березы стоят золотые.

Выполнение упражнений с этим видом связи повлияло на формирование умения строить начальные предложения текста, которые сообщают тему высказывания, подготавливают к восприятию того, о чем будет идти речь в тексте, а также завершают предложения, как бы подводя итог тому, о чем рассказывалось.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Проведение зачетного занятия по рисованию
Тема: «Декоративное рисование по мотивам Дымковской росписи» Программное содержание: - Закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги). - Закрепить умение детей создавать декоративную композицию в жанре дымковской росписи. - Закрепит ...

Приемы педагогической работы по формированию духовно- нравственных качеств у детей младшего школьного возраста
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явили ...

Упражнения, направленные на формирование грамматических навыков
Система упражнений по иностранному языку всегда должна иметь своей целью практическое овладение иностранным языком. Она направлена на освоение тех операций с материалом для речи, которые необходимы для понимания и выражения мыслей на иностранном языке. Известно, что главная трудность в обучении гра ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.2293