Педагогика и образование » Развитие речевых умений младшего школьника » Совершенствование речевых умений младших школьников при работе над разными жанрами сочинений во 2-4 классах

Совершенствование речевых умений младших школьников при работе над разными жанрами сочинений во 2-4 классах

Страница 3

У лесника дома жил щенок. Вот и стали лисенок, и щенок расти вместе. И опять рядышком, и играют вместе. Лисенок прыгнет на лавку, а с лавки на стол и смотрит вниз. А щенок ползет по лавке - хлоп! - и упадет.

А потом лисенок спрыгнет вниз, и оба лягут спать рядышком. Спят они долго и сладко.

Эти задания были выполнены правильно всеми учащимися.

Работу по развитию речи продолжила в 3-4 классе.

Цель: дальнейшее обогащение словарного запаса, развитие связной устной и письменной речи.

Для достижения этой цели использовали серию упражнений, предназначенных для обучения младших школьников умению «составлять текст», т.е. постепенно и последовательно развертывать свою мысль, строить предложения и связывать их между собой. Смысловая и лексическая преемственность между предложениями стала для учеников критерием связности текста.

Первая группа упражнений предполагали работу над такой лексической формой соединения предложений, при которой в первом предложении обозначается целое, а во втором включается ряд слов, обозначающих конкретные детали целого:

Юннаты посадили на своем поле новый сорт картофеля и получили невиданный урожай. Некоторые клубни весили около кинограмма.

Эти упражнения познакомили учащихся с текстами описательного характера и подготовили школьников к овладению умением включать элементы описания в повествовательные тексты.

1. Видели ли вы березу? Опишите ее. В этом вам помогут вопросы.

Береза - красивое дерево? Какого цвета у нее ствол? Какие у нее ветви? Какой формы и цвета листья?

Какие слова помогают слову дерево присоединить к первому предложению второе, третье, четвертое?

2. Опишите ваше любимое дерево. Какие слова вы используете для связи предложений в рассказе?

3. Рассмотрите рисунок ромашки. Чем полезен этот цветок? Вы описываете ромашку человеку, который ее никогда не видел. О чем вы будете говорить? На что обратите внимание? Составьте к рисунку вопросы, по которым можно описать ромашку.

4. Прочитайте текст. Выпишите слова, которые помогают слову барсучонок присоединить к первому предложению другие предложения. Придумайте название рассказу.

Из корзинки на диван выбрался барсучонок. Какой же он забавный! Шерстка светлая. Ножки темные. Мордочка с темным носиком. Любопытные глазки. Ушки маленькие, стоячие. Есть и коротенький хвостик.

5. Из рассказа о барсучонке вы выписали слова, соединяющие предложения в тексте. Используйте эти слова в рассказе по любому из начальных предложений. Как вы назовете свой рассказ?

Мне подарили смешного неуклюжего щенка.

В цирке я видел тигров. Какие сильные и красивые звери!

6. Каждый день вам встречаются воробьи. Сумеете ли вы словами «нарисовать» их портрет? Можете ли «нарисовать» словесный портрет любой другой птицы?

7. Прочитайте начало рассказа. С помощью, каких слов к первому предложению присоединяются остальные, описывающие игрушечную собаку? Каким вы себе представляете кота? Опишите его. О чем еще нужно рассказать, чтобы было понятно, что кот и собака друзья? Запишите рассказ.

Кот и собака

Друзья были разные: кот настоящий, а собака игрушечная. Игрушка была старая. Правое ухо оторвали дикие звери. От хвоста осталось одно проволочное колечко. Шерсть на спине съела моль.

8. Прочитайте текст. Выпишите слова, с помощью которых предложения соединяются друг с другом.

На хлебозаводе

Здание хлебозавода круглое. Стены и пол покрыты красивыми плитками. В цехах машины из металла и пластмассы, рабочих мало. Хлеб к выпечке готовят автоматы.

9. Прочитайте сочетания слов. Какую мысль они выражают? Какие слова нужно вставить, чтобы получился рассказ? Можно ли точно подобрать слова-связки, если неизвестна тема и главная мысль рассказа?

1. . 2. светло-зеленые. 4. Такого же цвета удобные . 5. С любого места хорошо видна . 6. Три больших . 7. стоят цветы. 8. _ хранятся книги и кассеты.

Составьте с помощью данных слов рассказ на тему «Наша классная комната». Как вы начнете рассказ? В какой комнате занимается ваш класс?

Вторая группа упражнений тренировала учащихся в соединении предложений, связанных отношениями общего и частного, а именно: во втором предложении дается обобщенное название того, что описывается в первом; во втором предложении конкретизируется то, чему дано обобщенное название в первом предложении, например:

Наступили пасмурные, но тихие дни поздней осени. В такую погоду хорошо отправиться на охоту.

Осенний убор каждого дерева имеет свой оттенок. Молодые рябины и осины совсем красные. Зато березы стоят золотые.

Выполнение упражнений с этим видом связи повлияло на формирование умения строить начальные предложения текста, которые сообщают тему высказывания, подготавливают к восприятию того, о чем будет идти речь в тексте, а также завершают предложения, как бы подводя итог тому, о чем рассказывалось.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Организация взаимодействия психолога с родителями
Для успешного осуществления коррекционно-развивающей работы необходимо не только взаимодействие всех специалистов образовательного учреждения, но и активные помощь и поддержка со стороны родителей. На практике же оказывается, что родители большей частью относятся к процедуре взаимодействия с психол ...

Принцип доступности и индивидуализации
Принцип доступности и индивидуализации называют также принципом учета особенностей воспитуемых и посильности предлагаемых им заданий. Обе эти формулировки выражают, по существу, одно и то же— необходимость строить обучение и воспитание в соответствии с возможностями воспитуемых, учитывая особенност ...

Специфика логопедической работы с дошкольниками с нарушением зрения
Логопеду, работающему с детьми с нарушениями зрения, необходимо помнить, что при определенной остроте зрения рекомендовано предъявлять картинные пособия конкретного размера. Ниже представлена таблица, в которой в соответствии со зрением подбирается размер пособия. Таблица Острота зрения Размер посо ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0115