1. Ответьте на вопросы. В какой последовательности вы расположите слова в ответах? Запишите ответы.
Что ты берешь с собой в школу? В чем тебе помогают эти учебные вещи?
Возможный вариант: В школу я беру книги, тетради, ручку, карандаш, линейку. Эти учебные вещи помогают мне работать на уроках.
В какую группу можно объединить предметы, названные в ответе на первый вопрос? Какие предметы можно включить в группу «учебные вещи»? Подчеркните ту часть первого предложения, которая перешла во второе предложение и соединила их.
2. Распределите слова костяника, яблоки, брусника, груши, земляника по группам: ягоды, фрукты.
Прочитайте предложения, данные в столбиках. Спишите, соединяя предложения парами. Подчеркните слова, с помощью которых второе предложение присоединяется к первому.
В лесу ребята собирали землянику, бруснику, костянику. В саду поспели яблоки, груши, сливы. |
Из этих фруктов получаются замечательные компоты. Из лесных ягод бабушка сварит вкусное варенье. |
3. Для соединения второго предложения с первым подберите слово, которое дает общее название группе предметов, перечисленных в первом предложении.
В нашей речке водятся окуни, ерши, лещи. _мы варим вкусную уху.
Из молока получают сливки, сметану, творог. полезны для здоровья.
4. Прочитайте текст. Какой недостаток вы в нем заметили? Какое слово поможет соединить второе предложение с первым и третьим без ненужного повторения? Внесите изменения в текст.
Клюква
Клюква растет по болотистым местам. Клюкву собирают осенью или ранней, весной. Клюкву весеннего сбора называют подснежной. Зимует она под снегом.
5. Прочитайте. Вставьте в первое предложение слово, которое поможет объявить тему рассказа (о чем он) и соединит первое предложение с последующими.
Сколько на лугу красуется всевозможных . Белеют ромашки, желтеют одуванчики, цветет мышиный горошек. А выше всех, всех веселее лиловые колокольчики.
6. Составьте рассказ-ответ на вопрос: «Известны ли вам растения вашей родной местности?»
7. Составьте рассказ о том, как вы помогаете дома.
8. Коллективное составление рассказа на основе личных наблюдений на тему «Как школьники заботятся о птицах».
Примерный план.
1. Голодно птицам зимой.
2. Забота о птицах.
3. Крылатые гости.
4. Нарядная птица (описание ее).
Слова для справок: трудно находить, жмутся к жилью, делают, развешивают, подкармливают, наряд, головка, перышки, грудка, хвостик.
Такая работа над связной речью входила в систему подготовки к сочинению.
На протяжении 3-4 класса продолжали работать по теории стихосложения («Минутки поэзии»). Она побуждала учащихся высказывать свои мысли и чувства в поэтической форме. Рубрика «Я начну, а ты продолжи .»
Учитель:
Шла лесной тропинкой
Бабушка с корзинкой .
Дети:
А в корзине огурцы,
Овощи и фрукты.
Все продукты хороши.
Все, что очень вкусно.
Составление стихотворения со словами злой - зной
Злой волшебник в летний зной
Развлекался под горой.
Играл в пустыне ветер злой
И нагонял ужасный зной,
Гулял по кочкам,
У саксаула рвал листочки.
Подобная работа развивает у детей творческое воображение, дар слова. Именно через эту работу дети шаг за шагом открывают себя, развивают свои эмоциональные творческие способности.
При определении последовательности обучения сочинениям каждый учитель должен предусмотреть постепенное их усложнение в зависимости от тех умений, которых они требуют. А это возможно при системе планирования. Для этого уже в 3 классе составила таблицу, в которой были отражены все виды сочинений в начальных классах: по источнику материала, по степени самостоятельности, по способам подготовки, по жанру и по языку. По этой таблице видно было, какие виды сочинений выпали из поля зрения, какие повторяются.
Источник |
Способ |
Язык |
Жанр (тип, вид) |
Примечание | ||||||||||||
материала |
подготовки |
(стиль) | ||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Источник материала: 1) на материале труда, экскурсий, походов, наблюдений, личного опыта; 2) по картине, фильму, спектаклю, на книжном материале; 3) материал разных источников (например, книжные сведения и личные наблюдения); 4) на основе творческого воображения (по сюжетной картине, по данному началу или концу, импрови-зация сказок и пр.) |
Способ подготовки: 1) коллективный; 2) индивидуальный (самостоятельный). | ||||||||||||||||
Жанр (тип, вид) 1 .Повествование; 2. описание; 3. рассуждение; 4. смешанные; 5. миниатюры; | ||||||||||||||||
6. отзыв; 7.заметка (статья) в газету; 8.письма, поздравления. |
Педагогические условия эффективного развития креативности
Наиболее оптимальным развитие креативности представляется в педагогическом процессе в том числе и на уровне школы. Учитель, стремящийся к развитию креативности учащихся, должен, прежде всего, обеспечить условия безопасности для творчества детей в классе, т.е. облегчать и стимулировать появление воп ...
Лингвистические и психолингвистические основы изучения связной речи
Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные по ...
Общие понятия о модульной системе обучения
Модульная система производственного обучения впервые была разработана Международной организацией труда (МОТ) в 70-х годах ХХ века как обобщение опыта подготовки рабочих кадров в экономически развитых странах мира. Эта система быстро распространилась по всему миру и, по сути, стала международным ста ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.