Диверсификация высшей школы. Разнообразие предоставляемых высшей школой услуг чрезвычайно важно в условиях, когда ей необходимо реагировать на разнообразные же потребности общества. Убедиться в том, что в СК существует диверсифицированная система высшего образования, равно как и создать наиболее благоприятные условия для её развития, было одной из основных задач Комитета Диринга.
В Англии высшее образование предоставляется разными типами вузов. С некоторой долей упрощения можно сказать, что университеты больше вовлечены в исследовательскую деятельность, проводят тщательную политику в отборе студентов, значительную долю которых составляют аспиранты. На другом конце спектра вузы, концентрирующиеся большей частью на преподавательской активности, и значительная доля их студентов обучается на достепенных курсах.
Диверсификация высшей школы отображается в исполнении вузами различных миссий в различных сочетаниях, которую они, являясь автономными учреждениями, определяют для себя сами. Какой-то университет может определить для себя миссию в стремлении к концентрации усилий на проведении фундаментальных исследований с тем, что будет уделять не самое большое внимание преподаванию; в нём основную часть студенческого контингента будут составлять аспиранты, занимающиеся по исследовательским программам. Другой – в том, чтобы вносить свой вклад в региональное развитие, удовлетворяя нужды местного рынка труда и занимаясь прикладными исследованиями для промышленных предприятий. Некоторые колледжи высшего образования стремятся к подготовке учителей для школ страны. В целом, можно с уверенностью утверждать, что британская высшая школа диверсифицирована и представляет собой именно спектр, на одном конце которого всемирно известные университеты, а на другом – вузы, известные только в близлежащих районах, основной задачей которых является удовлетворение нужд местного рынка труда. Такое положение дел отвечает нуждам и интересам британского общества в целом. Комитет полагает, что в будущем необходимость в разнообразии вузов и предлагаемых ими программ обучения будет скорее увеличиваться, чем уменьшаться.
Тем не менее, в докладе отмечается, что существует “непреднамеренное давление, ведущее к гомогенности сектора” . Давление это создаётся условиями финансирования, так что вузы, хотя они и являются автономными в принятии решений, всё чаще делают похожий выбор и делают попытки развиваться в одном направлении. Так, в процессе предварительной консультации Комитет от большинства вузов получил следующие мнения:
доступность значительных средств на исследования, распределяемых среди вузов на соревновательной основе, побудили их усиленно заниматься исследовательской деятельностью, часто в ущерб другой активности;
финансовая неопределённость способствует тому, что вузы часто вынуждены развиваться сразу в нескольких направлениях, как бы растягивая риски, что приводит к размыванию их особых миссий и часто заставляет их действовать вне её рамок, как правило, неэффективно.
Комитет не берётся судить, насколько эти комментарии отображают действительность, но делает правительству и финансирующим органам следующую рекомендацию: “Разнообразие миссий вузов, согласующееся с высококлассной деятельностью в их рамках, равно как и их автономность, должно по-прежнему быть важным элементом системы высшего образования Соединённого Королевства, и это должно отражаться в условиях финансирования вузов” . Этот принцип Комитет использует на протяжении всего доклада в предоставлении рекомендаций:
Понятие культуры поведения детей; характеристика её компонентов
Культура поведения помогает общению человека с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфортное самочувствие. Первые представления о норме поведения, принятых в обществе, ребёнок получает в семье и в детском саду. Ребёнок много знает об окружающем мире от родителей и из собстве ...
Особенности учебной деятельности в высшей школе
Процесс приобретения жизненного опыта человеком, заключённом в знаниях, умениях и навыках, определяется несколькими понятиями. Это учебная деятельность, обучение, учение и научение. Учебная деятельность представляет собой процесс, в результате которого человек приобретает или изменяет существующие ...
Роль братских школ в формировании самосознания белорусов
Первая братская школа появилась во Львове в 1586 году. Тогда же был составлен устав этой школы, замечательный педагогический документ, заимствованный другими братскими школами Украины и Белоруссии. В ближайшие десятилетия возникли Виленская, Брестская, Могилевская, Луцкая, Киевская и многие другие ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.