В процессе второго этапа работы над формированием вокальных навыков у начинающих певцов методисты выделяют ряд недостатков, на которые следует обратить особое внимание:
у многих детей, даже с вокальным слухом, отсутствует координация между слухом и голосом, что приводит к не чистому интонированию;
некрасивый тембр;
пропуск согласных в конце и их искажение;
неумение правильно взять дыхание, что приводит к шумному вздоху и стремительному выдоху;
использование твёрдой, активной подачи звука, которое может вызвать форсированное пение;
невосприимчивость к музыке.
Этот период подразумевает под собой долгую и кропотливую работу. Вокальные занятия необходимо строить так, чтобы обеспечивалось одновременное развитие основных певческих навыков, а для этого целесообразно: обращаться к логике обучающихся, для получения некоторых самостоятельных выводов и обобщений; расширять эмоциональный опыт певцов через общение с отличным исполнением (преподаватель, аудио- и видеозаписи); использовать в репертуаре разнообразные по настроению и жанру вокальные произведения; постоянно повышать профессиональные требования к вокальному исполнению.
1. К основным вокальным навыкам, составляющим основу для процесса постановки голоса, педагогами русской вокальной школы были отнесены: слуховые навыки (восприятие и внутри слуховое представление); звукообразование, которое включает дыхание и артикуляцию; эмоциональную выразительность исполнения.
Было установлено, что развитие вокальных навыков – это единый педагогический процесс, в котором они развиваются относительно одновременно, комплексно, обуславливая друг друга. Существенными признаками этого процесса являются качественные изменения основных свойств певческого голоса исполнителя. Использование комплекса данных методов и приемов должно быть ориентированно на развитие основных качеств певческого голоса определенного возрастного периода путем стимулирования, прежде всего, слухового внимания и активности, сознательности и самостоятельности.
2. К проблемам постановки голоса относятся: формирование правильной певческой установки; поиск методических средств правильной постановки голоса, эффективных для любого возраста; соответствие вокального обучения естественной фонетической природе речи и национальным культурным традициям.
3. Своеобразие исполнительского стиля русских певцов, свойственная русскому человеку глубина чувств, наконец, и фонетические особенности русского языка, дали возможность национальной русской вокальной школе пойти по собственному пути развития, не утеряв, впрочем, достижений европейских вокальных школ. Среди характерных черт русской вокальной школы, окончательное формирование которой состоялось благодаря деятельности М.И. Глинки, А.А. Варламова и их последователей, следует назвать простоту и естественность исполнения при совершенной вокальной технике, умение сочетать вокальное мастерство с эмоционально окрашенным живым словом, мастерство драматической игры.
4. Согласно взглядам русских педагогов-вокалистов, дифференциация качеств звучания голоса и элементов музыкальной выразительности, а также собственно вокальное исполнение основывается на использовании не только вокальных способностей, но и всех видов умственной деятельности исполнителя. Даже представление «в уме» звука до того, как он будет воспроизведен голосом, - сложный психический процесс, требующий анализа и обобщения, внимания, мышечной памяти.
Реализация такого подхода к постановке и развитию голоса обеспечивается знаниями педагогом голосовых возможностей исполнителей разного возраста и способностей, а также пониманием задач вокальной работы для каждого этапа развития вокальных навыков.
5. Ключевыми методами развития вокальных навыков, сформулированными и проверенными на практике в русской вокальной школе и актуальными до настоящего времени, являются концентрический метод; фонетический метод; объяснительно-иллюстративный метод в сочетании с репродуктивным; метод мысленного пения (пения на основе представления); метод сравнительного анализа.
Классификация компетенций
В докладе В. Хутмахера отмечается, что есть разные подходы к тому, что определяют в качестве основных (key) компетенций. Их может быть всего две - уметь писать и думать (scriptural thought (writing) и rational thought), или семь: учение (learning); исследование (searching); думание (thinking); обще ...
Словесные методы производственного обучения
а) Рассказ и объяснение Применение мастером словесных методов и методических приемов воздействия словом способствует полноценному усвоению учащимся производственно - технических знаний, развитию у них способности правильно воспринимать и осмысливать окружающую производственную действительность. Мас ...
Понятие благоприятного микроклимата и его влияние на
развитие подросткового класса
Обучение в школе занимает добрую долю жизненного времени человека, в течение которого происходит активное развитие личности. Как утверждают специалисты, и свидетельствует практика, важным условием благополучного развития личности школьников является наличие в школе и классе благоприятного социально ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.