Обобщая результаты историко-теоретического анализа, можно утверждать, что в русской вокальной педагогике сложились свои методы, отражающие специфику певческой деятельности:
концентрический метод;
фонетический метод;
объяснительно-иллюстративный метод в сочетании с репродуктивным;
метод внутреннего пения (пения на основе представления);
метод сравнительного анализа.
По названию метода можно судить о его сущности.
Концентрический метод. Основоположником этого метода, как и русской вокальной школы, считается замечательный композитор и вокальный педагог М.И. Глинка.
Когда ставится цель развития певческого голоса, в вокальной практике принято ориентироваться, прежде всего, на метод обучения, получивший название «концентрический» (выражение «концентрический» принадлежит Н.И. Компанейскому, который в 1903 году впервые опубликовал «Упражнения М. И. Глинки для усовершенствования голоса»). Этот метод можно назвать универсальным, так как он лежит в основе методических систем разных авторов и используется для работы как со взрослыми, так и с детскими голосами.
Фонетический метод. Чаще всего указывается авторство А. Варламова. В какой-то мере им пользуются все педагоги, однако по-разному. Фонетический метод в работе с детьми является одним из способов настройки голоса на тот или иной тип тембрового звучания.
Каждая фонема, слог или слово целостно организует работу всего голосового аппарата в определенном направлении. Малейшие изменения артикуляционного уклада, даже в рамках одной и той же фонемы, создают уже новые акустические и аэродинамические условия для работы голосового аппарата, что сказывается на тембре голоса.
Фонетический метод в вокальной педагогике необходим не только для настройки певческого голоса на правильное звукообразование, но и для исправления различных его недостатков, для чего используются определенные сочетания фонем. При этом необходимо учитывать степень трудности произношения согласных, которая зависит от места их образования.
Объяснительно-иллюстративный метод в сочетании с репродуктивным.
Значительное место в работе с начинающими исполнителями занимает метод вокальной иллюстрации, или демонстрация музыкального материала голосом учителя, и воспроизведение услышанного по принципу подражания, что не исключает и методов воздействия на их сознание. Оба метода дополняют друг друга. С целью формирования у начинающих певцов способности к сравнительному анализу качества звучания певческого голоса можно использовать показ не только позитивный, но и негативный. По заданию музыкального руководителя учащиеся должны осознанно выбрать нужный вариант и обосновать его преимущества.
Применение объяснительно-иллюстративного метода, в сочетании с репродуктивным способствует не только вокальному, но и творческому развитию исполнителей. Их вокальное мышление постепенно будет преобразовываться: от подражания на уровне подсознания к осмыслению художественного образа и способов исполнения.
Метод мысленного пения.
Метод мысленного пения (пения про себя) – один из самых эффективных в работе с начинающими исполнителями. В практике музыкального воспитания он используется не только в вокальной работе, но и в процессе обучения игре на различных музыкальных инструментах.
Мысленное пение учит внутренней сосредоточенности, предохраняет голос от переутомления при необходимости многократно повторять одну и ту же фразу с целью заучивания и тренировки, развивает творческое воображение, которое необходимо для большей выразительности исполнения. Таким образом, слуховое внимание исполнителя делается направленным.
В работах многих педагогов и теоретиков говорится о необходимости использования этого метода. Так, И.П. Прянишников рекомендовал перед занятием представить мысленно интонацию и характер звука, особенно в момент его атаки. «Пение требует упорной старательности; оно требует от ученика умения учиться мысленно, если он не может этого делать голосом», - писал замечательный вокальный педагог П.Ф. Този.
Методические особенности проектно-творческой деятельности на уроках
трудового обучения учащихся начальной школы
Метод проектов – система обучения, ориентированная на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг под контролем учителя, обладающих новизной, ...
Образование - способ вхождения в мир науки
Латинский термин «культура» означает взращивание, совершенствование чего-либо. Соответственно, и применительно к человеку это взращивание, совершенствование, формирование его образа. Принимая во внимание данную трактовку, культура выступает предпосылкой и результатом образования человека. В процесс ...
Актуализация лингвистического образования как концептуальной основы
коммуникативной компетенции
Сегодня, рассматривая закономерности развития современного сообщества, мы приходим к выводу, что стержневой линией в данном процессе является сближение народов и языков и усиление их взаимодействия. И это тем более актуально на фоне экономических реформ в нашей стране, повлекших за собой раскрепоще ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.