Педагогика и образование » Проблемы методики постановки голоса в русской вокальной школе: историко-теоретический анализ » Методические аспекты постановки голоса в контексте русской вокальной школы

Методические аспекты постановки голоса в контексте русской вокальной школы

Страница 10

Затем происходит первичное освоение вокальных навыков (дыхание, звукообразование, дикция). Огромную роль в развитии первичных вокальных навыков играет дыхание. Объем легких мал по своей емкости и отсюда естественная ограниченность силы звука голоса.

Здесь методически целесообразно введение игровых приемов и упражнений, например: дунули на одуванчик, вдохнули аромат цветка, надули шарик и т.д. На этом этапе обучения можно работать с подростками над смешанным дыханием, так как развивать какой-то определенный тип дыхания вредно, потому что у начинающих певцов дыхание чаще всего поверхностное. Правильное певческое дыхание напрямую связано с правильной атакой звука, которая на данном этапе обучения должна быть только мягкой. Она способствует развитию кантиленного пения и образованию спокойного, мягкого звука. Твердая атака обычно приводит к форсированию звука, что может губительно сказаться на развитии голосового аппарата.

Очень часто начинающие вокалисты не поют, а проговаривают текст в ритме песни. Главным же в вокальном искусстве является связное, плавное пение, поэтому с самого начала обучения следует прививать навыки протяжного пения. Для достижения этой цели благотворным является применение русских народных попевок и песен.

На выразительное исполнение произведения огромное влияние оказывает дикция. Яркое определение дикции приведено в книге Е. Сарычева «Сценическая речь»: «…Слово «дикция» в точном переводе значит произношение (от латинского – dictio – произносить). Под вокальной дикцией подразумевается четкое и ясное произношение, чистота и безукоризненность звучания каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз в целом».

Проблему работы над дикцией подробно рассматривают в своих трудах не только русские педагоги и композиторы XIX в., но и современные педагоги и методисты – К.П. Виноградов, В.К. Тевлина, Л.Г. Дмитриев, Н.М. Черноиваненко и другие. В основном выделяются три периода работы над произношением:

1) Рекомендуется начинать работу с формирования округлых гласных в умеренных по темпу песнях. Для ровного их звучания гласных необходимо стремиться сохранять высокую позицию на всех звуках доступного диапазона. Для этого используются попевки, упражнения на гласных «у», «ю», а также песни с нисходящим движением мелодии. Большое внимание в вокальном формировании уделяется гласному звуку «о». Пение упражнений на гласные «о», «ё» способствуют образованию округлого красивого звука. Специального округления требуют звуки «и», «а», «е». «И» приближено к звуку «ы», «а» - к «о», «е» - к «е». Немаловажное значение в произношении гласных имеет положение рта и губ. Если гласные необходимо тянуть, то согласные произносятся чётко и легко. Прежде всего, необходимо учащимся прививать умение ясно и одновременно произносить согласные в конце слова. Некоторые согласные необходимо произносить утрированно, в первую очередь, согласную «р». Следует обратить внимание подростков на то, как следует переносить согласную к следующему слогу или слову, например: «зво-нко», а не «звон-ко».

2) Необходимо научить обучающихся пению выделять главные в смысловом отношении слова. На данном этапе необходимо несколько раз вдумчиво прочитать с учащимися текст и попросить их самостоятельно выделить те слова, которые могут являться кульминационными. Могут возникнуть споры, поэтому очень важно выслушать как можно больше мнений. Важно обязательно следить, чтобы подростки не просто называли слово или фразу, которые надо выделить, но и объясняли, почему именно названные им слова являются главными, кульминационными.

3) Необходимо сосредоточить максимум внимания учеников на художественно-исполнительских задачах, сознательном восприятии текста, ясном, выразительном произношении текста при пении, напевности звука.

Второй этап работы над постановкой голоса достаточно велик и было бы уместно его поэтапное деление, но опыт показывает, что все вокальные навыки развиваются одновременно и комплексно. До тех пор, пока не произошло формирование комплекса основных вокальных навыков, трудно, а порой и невозможно говорить об эмоциональном и выразительном исполнении произведения.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11

Еще по теме:

Методика диагностики направленности учебной мотивации
Цель методики – выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся. Методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Ответы в виде плюсов и минусов записываются либо на специальном бланке, либо на простом листе бумаги напротив порядкового н ...

Опытно-экспериментальная работа по проблеме воспитания трудолюбия младших школьников
На основе вышеизложенного проводился эксперимент на базе начальной школы – детского сада № 3 города Кизела. В эксперименте принимали участие учащиеся 3 «Б» класса, работающие по традиционной программе (Плешаков А.А. «Окружающий мир»). Эксперимент включал в себя три компонента: 1.Констатирующий эксп ...

Игры для развития умения передвигаться в указанном направлении
В старшей группе большое внимание уделяют закреплению и совершенствованию умения передвигаться в указанном направлении, изменять направление движения во время ходьбы, бега. На музыкальных и физкультурных занятиях воспитатель для точного обозначения направления движения употребляет в речи наречия и ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0106