Педагогика и образование » Проблемы методики постановки голоса в русской вокальной школе: историко-теоретический анализ » Методические аспекты постановки голоса в контексте русской вокальной школы

Методические аспекты постановки голоса в контексте русской вокальной школы

Страница 7

5. Работа над вокальной фразировкой и вокальной формой.

Русские педагоги и композиторы музыкальную фразировку обычно сравнивают с выразительной речью, в основе которой лежит смысловая логика. Владеть фразировкой – значит уметь осмысленно исполнять отдельные музыкальные построения (мотив, фразу, предложение, период), связывая их в единое целое, в законченную мысль. Обычно стремление выделить главное слово, основную мысль фразы становится определяющим фактором выразительного пения. Для достижения выразительной фразировки используются все ранее упоминавшиеся средства музыкального выражения: агогика, динамика, а так же дыхание, тембр, цезуры.

Приступая к работе над вокальным произведением, отечественные вокальные методики предлагают, прежде всего, анализировать ее с точки зрения формы, потому, что музыкальная фразировка зависит в большей степени от структуры произведения, его деления на периоды, предложения, фразы, мотивы. Определить их внутреннее развитие и соподчиненность важно, т.к. благодаря этому достигается не только выразительное пение, но и охват всей музыкальной формы произведения.

Музыкальная форма – это одна из сторон музыкальной выразительности, одно из важнейших средств воплощения идейно-эмоционального содержания музыки. Исполняемое вокальное произведение должно восприниматься как законченная целостная композиция, т.е. как форма в целом.

Итак, для выразительного исполнения вокального произведения необходимо владение дыханием, динамикой звука; для передачи эмоционального содержания произведения требуется создание соответствующего по тембру звучания, которое образуется при помощи атаки (мягкой в лирическом произведении, твердой в драматическом), различного соотношения между верхними и нижними резонаторами, регистровой настройки, певческого дыхания. Таким образом, становится очевидным диалектическое единство художественных и технических вокальных навыков в пении.

Важнейшим условием эффективной постановки голоса, согласно принципам русской вокальной школы, является то, что формирование технических вокальных навыков должно вестись в единстве с эмоциональной и художественной выразительностью произведения. Начинающие певцы, не владеющие своим голосом (техническими навыками) беспомощны при исполнении художественных произведений. Но они также беспомощны, если, владея вокальной техникой, не умеют передать музыкально-поэтическое содержание произведения.

Постановка голоса – это длительный, кропотливый процесс, в котором очень важна систематичность, комплексность направлений работы. Первое направление данной работы – это освоение навыков певческого голосообразования и голосоведения с помощью упражнений. Второе направление – изучение ряда вокальных произведений с той или иной степенью раскрытия их художественного замысла, а также ознакомление исполнителя с богатством песенной культуры (активная концертная деятельность, изучение вокальной литературы, слушание записей). Оба направления в равной степени представлены в русской вокальной школе, прежде всего, в логической преемственности.

В работе над постановкой голоса важна регулярность занятий и физическое состояние голосового аппарата поющего, да и всего организма в целом. Надо научить обучающегося хорошо "слышать" состояние своего организма и вовремя принимать необходимые меры по его оздоровлению.

Таким образом, вокально-техническая и художественная работа с первых шагов обучения должна вестись в единстве. На начальном этапе обучения преобладает техническая работа, а на более позднем внимание концентрируется больше на художественной стороне произведения.

На сегодня обобщено большое количество методов и приемов вокального воспитания русской вокальной школы, которые являются итогом многолетнего теоретического и практического опыта композиторов, исполнителей-вокалистов, ученых и педагогов-практиков. Малоэффективным представляется такое обучение, которое основывается на каком-либо одном методе. Хороший педагог непременно должен в совершенстве владеть различными методами и приемами обучения и уметь применять их в соответствии с ситуацией.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Еще по теме:

Педагогическое руководство коллективом
Коллектив непрерывно меняется, потому что непрерывно меняются люди, его образующие. Изменяется и характер влияния коллектива на личность. В коллективах процессы развиваются так интенсивно и быстро, что даже специалисты не успевают за ходом событий. Однако, вглядевшись повнимательнее, видим — процес ...

Анализ действующих учебников математики на предмет содержания геометрического материала
Как показали исследования психологов, возраст детей от 7-12 лет наиболее благоприятен для формирования геометрических представлений. Детям этого возраста присуще яркость восприятия, наглядная образная память, большой интерес к окружающему миру, богатое воображение, способность легко усваивать матер ...

Диагностика развития умений диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста
Констатирующие эксперименты проводились с тремя группами детей 5-го года жизни в тех же дошкольных учреждениях. Общие педагогические условия во всех группах были аналогичными. Целью констатирующего эксперимента было диагностика развития умений диалогической речи у детей и представлений детей о разн ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0081