Прием non legato предусматривает некоторое подчеркивание мелодии без нарочитых акцентов. Во время исполнения того или иного певческого штриха, необходимо обращать особое внимание учащихся на взаимосвязь голосоведения с дыханием, мышцами брюшного пресса, диафрагмы.
2. Работа над временной организацией вокального звучания.
Огромное художественное значение в пении имеет метроритмическая и темповая организация. С помощью данных музыкальных средств передаются самые разнообразные настроения, наиболее полно раскрывается смысл исполняемого произведения. Достижению метроритмической устойчивости помогает текст произведения, правильно расставленные ударения, смысловая логика. В разучиваемых произведениях необходимо придерживаться авторского замысла композитора в использовании таких средств выразительности как ritenuto, portamento, rubato и т. д.
3. Систематическая работа над тембровой стороной звучания.
Большое значение в формировании вокальных навыков у подростков имеют тембровые представления, т.е. умение представить себе окраску и характер звука, мыслить “воображаемыми” тембрами голосов, отвечающими содержанию исполняемой музыки и воплощать это на практике. Вокальное обучение начинается с формирования у начинающих певцов представления о том звуке, который ему предстоит воспроизвести. При объяснении качеств певческого звука, его тембра, широко применяются образные определения, связанные не только со слуховыми, но и со зрительными, осязательными, резонаторными и даже вкусовыми ощущениями (глухой, звонкий, яркий, светлый, темный тембр; мягкое, жесткое, зажатое, вялое, близкое, далекое, высокое, низкое звучание; вкусный - доставляющий удовольствие звук и т. п.). Подобное заимствование имеет объективную основу, поскольку это ассоциативные связи, которые образуются в головном мозге между центрами различных органов чувств, В связи с тем, что пение является средством выражения эмоциональных состояний человека, возникли и характеристики звука, связанные с эмоциями (радостный, ласковый, лиричный, драматический звук и т. п.).
Различные по тембру голоса певцов при едином принципе дыхания, звукообразования, голосоведения, дикции во время пения должны сливаться в общий ровный тембр ансамбля. Тембр может изменяться в соответствии с музыкально-образным содержанием конкретного произведения. Единую психологическую окраску, единый тембровый образ можно создать только в результате психологического единомыслия всех участников вокального ансамбля. Тембр можно изменить, меняя форму рта, перенеся точки звуковых волн в твердое небо. Даже преображение мимики, выражения лица поющего способно повлиять на тембр. Замечено, что у некоторых подростков, способных эмоционально увлекаться при исполнении, голос сам принимает оттенки, диктуемые содержанием текста. Задача учащихся – верно понять содержание и прочувствовать характер музыкального образа, найти верные тембровые краски. В качестве упражнений часто используются русские народные песни, несложные попевки, которые необходимо каждый раз петь в той или иной тембровой окраске (светло, мечтательно, сумрачно, темно, радостно и т.д.). Тембровые представления начинающих певцов помогают им внутренним слухом вообразить, мысленно воссоздать звуковую ткань произведения. Одновременно с развитием тембрового слуха, расширятся и палитра динамических оттенков.
4. Работа над богатством динамического вокального звучания.
Необходимость изменения силы звука, как и использование других средств выразительности, определяется содержанием вокального произведения. Свой динамический план возможен буквально для каждой фразы и всего вокального произведения в целом. Для подростка-вокалиста, прежде всего, очень аккуратно необходимо обращаться с forte, особенно на начальном этапе работы над произведением, дабы избежать форсированного звучания. Работу над динамикой необходимо тесно связывать с работой над певческим дыханием и звукообразованием.
Общие требования к методам производственного
обучения
Успешное проведение занятий с учащимися зависят от методов их приёмов обучения, применяемых мастером производственного обучения. Методы производственного обучения должны отвечать следующим требованиям: Воспитывающий характер производственного обучении; политехническая направленность производственно ...
Искусство воспитания
Главная цель развития личности - возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие. Но эти качества невозможны без участия других людей, они невозможны путем противопоставления себя людям, они абсолютно нев ...
Урок как основная единица учебного процесса
Урок - это основная организационная форма обучения в школе. Он является не только важной организационной, но и, прежде всего, педагогической единицей процесса обучения и воспитания, его нравственность, а также основные принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и находят с ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.