Таким образом, мысленное пение можно считать эффективным методом формирования вокально-слуховых представлений, лежащих в основе вокального воспроизведения, способом обучения, ускоряющим процесс разучивания нового репертуара, усвоения вокальных навыков, а также формой самостоятельной работы с наименьшими затратами голоса.
Метод сравнительного анализа.
В практике отечественного вокального воспитания метод сравнительного анализа нашел широкое применение. Он достаточно сложен, но вполне доступен, например, подросткам: педагог демонстрирует два образца одного и того же звука или фрагмента мелодии, просит учащихся сравнить их и сказать, какой им больше понравился. Даже необученные вокалисты способны дать эстетическую оценку любому вокальному исполнению: красиво или некрасиво звучит голос, каков характер звучания. В процессе дальнейшей работы метод сравнительного анализа следует использовать систематически. Постепенно, сравнивая различные образцы звучания голоса, подростки учатся дифференцированно воспринимать отдельные компоненты отдельной техники, отличать правильное звукообразование от неправильного.
При помощи метода сравнительного анализа начинающие исполнители учатся не только слушать разных певцов, но и оценивать собственное исполнение, что формирует навык самоконтроля, столь необходимый для успешного вокального развития.
Таким образом, все перечисленные методы, используемые в российской вокальной практике, не исключают, а дополняют друг друга.
Для успешной постановки голоса вокалисты-методисты рекомендуют с первых занятий приучить начинающих певцов к свободному положению корпуса, головы, рук, ног. Все мышцы участвующие в голосообразовании должны быть в естественном состоянии покоя (обычно говорю: “ничего во рту не строим”). При пении нужно стоять или сидеть прямо, выражение лица во время пения должно быть естественным.
Известно, что основой правильного пения служит правильное дыхание. Выработка спокойного и свободного дыхания является одной из главных задач на пути к овладению вокальным искусством. Принципы певческого дыхания при работе с детьми и подростками в основном те же, что и с взрослыми, однако необходимо учитывать их возрастные особенности. Например, нельзя предлагать ученикам много сложных и непонятных для них приемов и терминов, например: “берем хорошее дыхание и на устойчивой диафрагмальной опоре извлекаем фонационный слегка вибрационный тембрально звук”. Чтобы сделать понятным прием, который поможет добиться лучшего результата, целесообразно использовать жизненные образы, которые вызывают аналогичные физические и психофизические ощущения, таким образом, делает прием понятным. Например, выработать навык глубокого вдоха помогает такое сравнение: “ вдохни глубоко с удовольствием, как будто нюхаешь душистый, красивый цветок”, - начинающему исполнителю это понятно.
Каждый начинающий вокалист должен научиться чувствовать и осознавать вдох, задержку и экономное расходование воздуха при выдохе. Умение экономно расходовать выдыхаемый воздух, распределить его на целую фразу в пении – важная задача в выработке навыков певческого дыхания.
Условиями грамотного формирования навыка звукообразования являются: правильно открытый рот, свободно опускающаяся челюсть, активные губы, четко артикулирующие каждый звук. Первое требование здесь – воспитание напевного, протяжного звучания голоса. Подросткам необходимо объяснить, что петь – это значит, тянуть звук, то есть протяжно исполнять каждый гласный звук (гласные как тесто).
Процесс постановки голоса содержит в себе несколько этапов, в зависимости от поставленных на каждом этапе задач. Обобщая данные отечественных вокальных методик, мы выделили два этапа в этом процессе:
Первый период: подготовительный или ознакомительный.
На этом этапе начинающие певцы знакомятся с положением корпуса и головы при пении, свободной и естественной формой рта и т.д. К этим требованиям приходится возвращаться на каждом занятии, так как навыки певческой установки усваиваются учащимися постепенно.
Методика изучения площади геометрических фигур и единиц ее измерения на
уроках математики в начальной школе
В начальных классах рассматриваются величины: длина, площадь, масса, емкость, время и др. учащиеся должны получить конкретные представления об этих величинах, ознакомиться с единицами их измерения, овладеть умениями измерять величины, научиться выражать результаты измерения в различных единицах, вы ...
Формирование связной речи в онтогенезе
Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах многими педагогами (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, А.М. Бородич и др.), психологами (С.Л.Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.А.Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.) и логопедами (А.В. Ястребова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, В.К.Воробьева и др. Связная реч ...
Критерии и средства диагностики уровня развития творческих способностей
младших школьников
Для того чтобы процесс развития творческих способностей младших школьников осуществлялся успешно, необходимы знания об уровнях развития творческих способностей учащихся, поскольку выбор видов творчества должен зависеть от уровня, на котором находится учащийся. С этой целью используется диагностика, ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.