Педагогика и образование » Проблемы методики постановки голоса в русской вокальной школе: историко-теоретический анализ » Методические аспекты постановки голоса в контексте русской вокальной школы

Методические аспекты постановки голоса в контексте русской вокальной школы

Страница 3

Уровень развития слуховых навыков у учащихся детерминирует их познавательный потенциал в процессе обучения, овладения системой знаний и навыков, обязательных для певческой деятельности, которая представляет собой систему взаимосвязанных певческих и слуховых навыков, опирающихся на музыкальную грамотность и на понимание подростками доступных их восприятию музыкальных явлений.

На каждом этапе обучения создается база для возникновения новых внутренних условий развития, которые, в свою очередь, создают возможности дальнейшего усвоения новых знаний и навыков.

Развитие слуховых и певческих навыков глубоко взаимосвязано с развитием мышления, наблюдательности, памяти, воображения, а также внимания и воли. Все эти навыки, переходящие в свойства личности, в своем развитии неизменно взаимодействуют со всем процессом обучения.

Слухо-двигательные связи между восприятием и воспроизведением (или координация между слухом и голосом) обеспечивают навыки вокально-слуховых представлений как промежуточного звена. Они формируются на основе систематического воспитания слухового внимания и самоконтроля за качествами воспринимаемого и воспроизводимого звучания. Вокально-слуховые представления складываются на базе слухового восприятия и осознания воспринятого. Осознания не только в смысле дифференциации отдельных элементов звука, но и способов звукопроизводства, артикуляции и дыхания.

В русской вокальной школе постановка голоса предусматривает не только комплекс вокально-технических навыков, но и навык выразительного исполнения, который отражает музыкально-эстетическое содержание и воспитательный смысл певческой деятельности.

Выразительность исполнения особо подчеркивается в русской вокальной школе и формируется на основе осмысления содержания музыкального переживания исполнителем. Подчеркивая зависимость выразительности пения от эмоциональной отзывчивости на музыку, следует отметить, что не у всех начинающих исполнителей эта способность одинаково развита. Она определяется общим и специфическим музыкальным развитием и, конечно, в первую очередь есть результат развития слуха во всех его проявлениях.

Выразительное пение свидетельствует о вокальной культуре исполнителя. Певец проявляет свое субъективное отношение к окружающему миру через исполнение – передачу определенного художественного образа. Таким образом, проблемы произвольного управления звукообразованием и выразительностью пения взаимосвязаны и подчиняются общеэстетическим задачам вокального воспитания.

В каком же направлении должно происходить развитие основных свойств голоса?

Звуковой диапазон – от нескольких звуков примарной зоны до двух октав и более за счет умения выбирать регистровый режим голосообразования в соответствии с высотой звука по принципу: чем выше, тем легче смыкание голосовых складок, т.е. ближе к фальцетному регистру.

Динамический диапазон – от pp до f. Расширение его происходит не за счет форте, а с помощью формирования активного p, обеспечивающего настройку детского голоса на правильное звукообразование, что предполагает, прежде всего, активность краевого смыкания голосовых складок в любом регистровом режиме.

Тембр – от бедного по обертоновому составу к более богатому и затем к его разнообразию в зависимости от художественно-исполнительской задачи за счет целенаправленного использования разных регистров голоса. При этом постепенно сглаживаются регистровые переходы, выравниваются гласные благодаря единой вокальной позиции их звучания.

Самый большой недостаток в тембровом звучании голоса – излишняя напряженность и зажатось. Обычно это связано с регистровой перегрузкой. Поэтому первое средство избавиться от напряженности звучания голосов – облегчить регистровый режим голосообразования путем снятия форсировки звука. Вся работа над тембром голоса должна проводиться под постоянным контролем, как со стороны учителя, так и самих учеников, над полноценностью озвученности резонаторов при пении независимо от высоты тона и типа гласного.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Взаимосвязь обучения и воспитания в творческом поиске педагога
Четыре тезиса постоянно прослеживаются в мировой педагогической литературе ХХ века: обучение – это и есть хорошо организованное воспитание; целью обучения является воспитание гармоничной личности; развивающее обучение – условие и результат воспитывающего обучения; активность личности в обучении осн ...

Театрализованная игра как один из видов игр дошкольников
В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средства воспитания. Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается её внутреннее содержание. Основное значение игры, связ ...

Формирование универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста
Почему мы делаем акцент именно на детей старшего дошкольного возраста? Дело в том, что если ребенок раннего и младшего дошкольного возраста не получает дошкольного образования, то недостатки и упущения в его развитии еще можно исправить. Если же недостаточный уровень развития имеет ребенок старшего ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0298