Педагогика и образование » Проблемы методики постановки голоса в русской вокальной школе: историко-теоретический анализ » Методические аспекты постановки голоса в контексте русской вокальной школы

Методические аспекты постановки голоса в контексте русской вокальной школы

Страница 4

Дикция – развивается на основе правильной артикуляции сначала отдельных гласных, слогов, а затем слов и целых фраз. Фонетическая определенность гласных будет возрастать при постепенном обогащении обертонами тембра голоса.

Подвижность голоса – формируется от среднего к медленному и затем к более быстрому темпу. Эта работа тоже связана с умением выбрать нужный регистровый режим для гортани: чем быстрее темп, тем легче должен быть звук, т.е. ближе к фальцетному типу. Неточность в интонировании также чаще всего связаны с регистровой перегрузкой голоса. Облегчение звука будет способствовать исправлению интонирования. В натуральных голосовых регистрах легче добиться точного интонирования, чем при пении микстом. Этим обусловлена этапность в работе над исправлением данного недостатка.

Таким образом, умение пользоваться широким звуковым диапазоном и разнообразными тембровыми красками, нюансировкой, чистая интонация и подвижность голоса вырабатываются лишь при условии совершенного владения всеми регистрами. Поэтому работа над развитием голосовых регистров и способами управления ими в процессе пения являются основными для формирования навыка правильного звукообразования.

В результате проведенных В.П. Морозовым (Институт психологии РАН, Москва) научно-экспериментальных исследований вокального творчества певцов разных жанров и профессиональных уровней, включая выдающихся мастеров вокального искусства, обобщения их высказываний о достоинствах и недостатках певческого голоса, был выделен ряд разного рода критериев вокальной одаренности, которые можно отнести к завоеваниям русской вокальной школы. К числу таких критериев относятся следующие:

Акустические особенности певческого голоса: тембр, звонкость, яркость и в то же время мягкость, певучесть.

Особое певческое дыхание и максимальное использование певцом резонансных свойств голосового тракта.

Особые психологические способности певца:

музыкальность; музыкальный слух – пассивный, активный, мелодический, тембровый, ладовое чувство, музыкальная память и др.;

хороший вокальный слух, т.е. способность к обучению хорошей певческой технике на слух;

хороший эмоциональный слух, т.е. способность к распознаванию эмоционального состояния другого человека по звуку его голоса и воспроизведению собственным голосом тонких оттенков эмоциональных чувств и переживаний;

хорошие художественно-исполнительские способности, художественный вкус, богатое воображение, чувство стиля произведения, способность к созданию совершенных художественных образов как голосовыми, так и актерскими средствами сценического поведения.

хорошая обучаемость, т.е. способность к овладению специальными способностями.

Но для того, чтобы реализовать на практике вокальную одаренность, необходимо учитывать психофизиологические возрастные особенности начинающих певцов. Вокальная работа с детьми и подростками наиболее сложна, так как она непосредственно связана с развитием такого хрупкого инструмента, каким является детский голос. В период его становления и развития, с ним надо обращаться очень умело.

Детский голосовой аппарат находится в состоянии непрерывного роста и развития. У детей младшего школьного возраста, до 9-10 лет голос имеет чисто детское звучание. Рост ребенка этого возраста идет плавно, в его голосе нет еще существенных изменений. Звук голоса нежный, легкий, о нем говорят: "головное звучание", "фальцетное звучание".

Что касается вокального развития подростков, то здесь специфика процесса проявляется еще ярче. В 11-13 лет начинается предмутационный период. У мальчиков появляются приметы грудного резонирования. 13-15 лет – мутационный период, когда голос меняет свои качества. Протяжение мутации различно и легче проходит у тех учащихся, которые занимались вокалом раньше. Задача руководителя – внимательно следить за качественным изменением детских голосов и строить репертуар в соответствии с голосовой нагрузкой в различные возрастные периоды.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Еще по теме:

Изучение уровня проявления согласованных действий у детей шестого года жизни в процессе строительной игры
Используя данные методики, нами были получены следующие результаты: Таблица 1 - Сводная таблица показателей проявления согласованных действий у детей шестого года жизни в строительной игре (экспериментальная группа) № п/п Ф.И. детей (пара) Умеют ли договариваться, приходить к общему решению Взаимны ...

Размещение объектов в уголке природы
В детских садах уголок природы организуют для каждой группы отдельно. Объекты его размещают в светлой части комнаты (на низких столиках и подоконниках) так; чтобы, они были хорошо освещены, но не загораживали свет из окна. Окно для уголка живой природы должно быть обращено на, юго-запад, юг или юго ...

Влияние на мотивацию в учебном процессе
Развитие мотивации к учению в современной школе строится на достижении успеха. Это требует создания особой учебной программы с градацией сложности задач, времени усвоения, особого стиля взаимодействия учителя и ученика на уроке. Технология развития мотива достижения достаточно полно представлена в ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0292