Дикция – развивается на основе правильной артикуляции сначала отдельных гласных, слогов, а затем слов и целых фраз. Фонетическая определенность гласных будет возрастать при постепенном обогащении обертонами тембра голоса.
Подвижность голоса – формируется от среднего к медленному и затем к более быстрому темпу. Эта работа тоже связана с умением выбрать нужный регистровый режим для гортани: чем быстрее темп, тем легче должен быть звук, т.е. ближе к фальцетному типу. Неточность в интонировании также чаще всего связаны с регистровой перегрузкой голоса. Облегчение звука будет способствовать исправлению интонирования. В натуральных голосовых регистрах легче добиться точного интонирования, чем при пении микстом. Этим обусловлена этапность в работе над исправлением данного недостатка.
Таким образом, умение пользоваться широким звуковым диапазоном и разнообразными тембровыми красками, нюансировкой, чистая интонация и подвижность голоса вырабатываются лишь при условии совершенного владения всеми регистрами. Поэтому работа над развитием голосовых регистров и способами управления ими в процессе пения являются основными для формирования навыка правильного звукообразования.
В результате проведенных В.П. Морозовым (Институт психологии РАН, Москва) научно-экспериментальных исследований вокального творчества певцов разных жанров и профессиональных уровней, включая выдающихся мастеров вокального искусства, обобщения их высказываний о достоинствах и недостатках певческого голоса, был выделен ряд разного рода критериев вокальной одаренности, которые можно отнести к завоеваниям русской вокальной школы. К числу таких критериев относятся следующие:
Акустические особенности певческого голоса: тембр, звонкость, яркость и в то же время мягкость, певучесть.
Особое певческое дыхание и максимальное использование певцом резонансных свойств голосового тракта.
Особые психологические способности певца:
музыкальность; музыкальный слух – пассивный, активный, мелодический, тембровый, ладовое чувство, музыкальная память и др.;
хороший вокальный слух, т.е. способность к обучению хорошей певческой технике на слух;
хороший эмоциональный слух, т.е. способность к распознаванию эмоционального состояния другого человека по звуку его голоса и воспроизведению собственным голосом тонких оттенков эмоциональных чувств и переживаний;
хорошие художественно-исполнительские способности, художественный вкус, богатое воображение, чувство стиля произведения, способность к созданию совершенных художественных образов как голосовыми, так и актерскими средствами сценического поведения.
хорошая обучаемость, т.е. способность к овладению специальными способностями.
Но для того, чтобы реализовать на практике вокальную одаренность, необходимо учитывать психофизиологические возрастные особенности начинающих певцов. Вокальная работа с детьми и подростками наиболее сложна, так как она непосредственно связана с развитием такого хрупкого инструмента, каким является детский голос. В период его становления и развития, с ним надо обращаться очень умело.
Детский голосовой аппарат находится в состоянии непрерывного роста и развития. У детей младшего школьного возраста, до 9-10 лет голос имеет чисто детское звучание. Рост ребенка этого возраста идет плавно, в его голосе нет еще существенных изменений. Звук голоса нежный, легкий, о нем говорят: "головное звучание", "фальцетное звучание".
Что касается вокального развития подростков, то здесь специфика процесса проявляется еще ярче. В 11-13 лет начинается предмутационный период. У мальчиков появляются приметы грудного резонирования. 13-15 лет – мутационный период, когда голос меняет свои качества. Протяжение мутации различно и легче проходит у тех учащихся, которые занимались вокалом раньше. Задача руководителя – внимательно следить за качественным изменением детских голосов и строить репертуар в соответствии с голосовой нагрузкой в различные возрастные периоды.
Особенности
формирования знаний об окружающем мире у детей с нарушением интеллекта
Клинико-психологическое изучение выявило большое количество фактов, которые свидетельствуют о том, что дети с нарушением интеллекта иначе, чем их нормально развивающиеся сверстники, воспринимают мир и функционируют в нем: неадекватно, не критично, часто инфантильно. Детям с выраженными нарушениями ...
Понятие культуры поведения детей; характеристика её компонентов
Культура поведения помогает общению человека с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфортное самочувствие. Первые представления о норме поведения, принятых в обществе, ребёнок получает в семье и в детском саду. Ребёнок много знает об окружающем мире от родителей и из собстве ...
Педагогическая мысль в Беларуси в 16-17 веках. Педагогические
взгляды Ф. Скорины, С. Будного, С. Полоцкого
До середины XVII в. Правобережная и Западная Украина, Белоруссия входили в состав Польско-литовского государства. Сохранив свои традиции, украинское и белорусское просвещение и культура эффективно воспринимали достижения западноевропейского просвещения, посредником которого выступала Польша. Важным ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.