В декларации прописывались механизмы реализации единства пространства высшего образования: двухуровневая система высшего образования, использование академических кредитов, их взаимопризнание и накопление, обучение по семестрам. Как положительный пример гармонизации в декларации упоминались совместные дипломы. Министры призвали государства - участников Европейского Союза и другие европейские страны присоединиться к ним. Такое присоединение и было оформлено 19 июня 1999 года в Болонье, когда представители 29 стран Европы подписали Болонскую декларацию, которая положила начало собственно Болонскому процессу. «Европа Знаний» была названа в ней широко признанным и неотъемлемым фактором жизни континента.
Инструменты реализации единого пространства высшего образования в Европе конкретизированы. Это, прежде всего, введение системы легко читаемых и сравнимых степеней; применение приложений к диплому, которые должны обеспечить трудоустраиваемость выпускников вузов; введение системы, базирующейся на двух основных уровнях.
Болонская декларация призвала европейские университеты ввести единую систему академических кредитов, сходную с системой ECTS (European Credit Transfer System – «Европейская система взаимозачёта кредитов»), прежде всего для поддержки широкомасштабной студенческой мобильности; усилить сотрудничество в европейских масштабах по обеспечению качества образования и разработке для этих целей сравнимых критериев и методов контроля; развивать в рамках мобильности совместные образовательные и исследовательские программы.
В 2001 году 32 министра, ответственные в своих странах за высшее образование, собрались в Праге, чтобы подвести первые итоги двухлетнего периода преобразований. В принятом совместном коммюнике подтверждались обязательства создать к 2010 году в Европе единое пространство высшего образования. Впервые в Болонском документе было привлечено внимание к тому факту, что студенты являются полноправными членами сообщества высшего образования.
В коммюнике также отмечалось, что применительно к введению двухуровневой системы высшего образования динамика в европейских масштабах положительная; степени получили названия – первая была названа «бакалавр» (bachelor), а вторая – «магистр» (master).
Вопросы мобильности упоминались как имеющие «чрезвычайную важность». Впервые внимание было привлечено к социальному измерению мобильности, то есть обеспечению равных возможностей для поездок студентам с разным уровнем достатка.
Обеспечение качества было определено как фактор, способствующий сравнимости квалификаций по всей Европе. Министры обратились к университетам с призывом осуществлять сотрудничество друг с другом с целью выработки общих критериев качества при участии Европейской сети обеспечения качества в высшем образовании, основанной в 2000 году по решению Европейской комиссии.
В 2003 году министры опять подвели итоги проделанной в рамках Болонского процесса работы. Это произошло в Берлине, где число участников процесса выросло до 40, и среди них оказалась Российская Федерация. Социальное измерение Болонского процесса выдвинулось на первый план; была поставлена задача обеспечивать социальную сплоченность и уменьшать социальное и гендерное неравенство.
Была поставлена задача к 2005 году начать введение двухуровневой системы. Для обеспечения более тесной связи между преподаванием и научными исследованиями и признания НИР неотъемлемой частью высшего образования в Европе было принято решение включить в систему высшего образования еще и третий уровень – докторантуру. После этого стало принятым говорить о многоуровневой системе европейского высшего образования. Вносилась определенность и в условия доступа к докторантуре: вначале бакалавриат, затем – магистратура, и только после этого – докторантура.
Большое внимание в Берлинском коммюнике уделено европейскому приложению к диплому. Перед национальными системами образования поставлена цель с 2005 года выдавать каждому студенту приложение к диплому «автоматически и бесплатно», на одном из распространенных европейских языков. Одновременно министры обратились с призывом к работодателям признавать приложение к диплому, принимать на его основании выпускников вузов на работу, а администрации вузов – обеспечивать им доступ к более высоким уровням высшего образования.
Формирование представлений о количестве и счете
Повторение пройденного. В начале учебного года воспитатели средней группы обнаруживают, что за лето дети в какой-то мере утратили знания, приобретенные ими в младшей группе. В среднюю группу приходят и новички. Оказывается необходимым 5—6 занятий посвятить повторению пройденного и подготовить детей ...
Этический и профессиональный кодекс
Выход на профессиональный уровень постановки социально-педагогической работы в стране требует, чтобы эту профессию избрали люди особых личностных качеств. Деятельность социального педагога – это зона доверия между людьми, путь к их взаимопониманию, взаимопомощи, взаимоответственности. Обязательные ...
Этапы формирования грамматических навыков
Процесс обучения активным грамматическим навыкам характеризуется тем, что проходит ряд этапов, из которых каждый имеет свою частную задачу. 1. Подготовительный этап - ознакомление с грамматическим явлением. На этом этапе учащиеся психологически подготовлены к усвоению нового явления. Для этого пере ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.