Единое европейское приложение к диплому установленного образца является важным инструментом Болонского процесса. Это не только документальное свидетельство успешности обучения европейского студента по Болонским канонам, но и способ уравнивания прав обладателя степени бакалавра или магистра в любой из стран-участниц Болонского процесса.
По мере расширения и углубления Болонского процесса возрастает внимание к качеству высшего образования как ключевому фактору успеха болонских преобразований. Одной из центральных в болонской тематике становится тема обеспечения качества. Дальнейшую динамику эта проблематика приобрела в сентябре 2003 года на Берлинской конференции министров стран, подписавших Болонскую декларацию, где обеспечение качества было определено как один из важнейших приоритетов Болонского процесса, наряду с двухуровневой системой обучения и признанием степеней и периодов обучения. Были поставлены конкретные задачи, важнейшей из которых является разработка всеми странами-участницами процесса действующих систем обеспечения качества к 2005 году.
Быстрый темп развития систем качества высшего образования в странах Европы в последние десятилетия обусловлен рядом внутренних и внешних факторов. Во-первых, это проблема возможного ослабления академических стандартов на фоне развития массового высшего образования. Во-вторых, ключевые заинтересованные стороны (особенно работодатели) начали проявлять всё большую заинтересованность в том, чтобы получить возможность принимать участие в определении целей, задач и ожидаемых результатов деятельности университетов. В-третьих, наметилась стагнация или даже сокращение государственных расходов на высшее образование, и одновременно возросли требования к эффективности общественных затрат на эти цели. В-четвертых, от университетов ожидалось, что они должны становиться всё более открытыми и подотчетными обществу с точки зрения результатов своей деятельности. В-пятых, само высшее образование стало достаточно конкурентной средой, стала меняться традиционная практика набора студентов, повысилась мобильность студентов, специалистов и профессорско-преподавательского состава, выросло давление со стороны негосударственного сектора высшего образования и т.д.
В большинстве национальных образовательных систем Европы в последнее десятилетие очевидным стало смещение от контроля «входов» к мониторингу к контролю «выходов» образовательного процесса. То есть должна быть освоена такая методология проектирования образования, при которой одним из важнейших структурных элементов систем высшего образования становятся результаты образования.
Центр тяжести все ощутимее смещается с самого процесса обучения (учебные программы, академическая успеваемость студентов) на компетентностный подход с сильной ориентацией на профессиональную и личностную подготовленность, и в первую очередь к трудоустройству выпускников, что и должно быть критерием результата образования. В этих условиях механизмы обеспечения качества становятся центральной составляющей подобного управления системой образования «по результатам».
На сегодня практически все европейские страны имеют соответствующие официально учрежденные структуры (агентства) по контролю качества высшего образования и/или схемы (системы) обеспечения качества. Те страны, в которых таких структур пока нет, находятся в процессе их создания. В последние годы международное сотрудничество между Европейскими агентствами по обеспечению качества значительно возросло.
В рамках Болонского процесса в сентябре 2001 года был разработан директивный документ Европейской ассоциации университетов «Контроль качества в высшем образовании». Согласно этому документу, качеству принадлежит центральная роль в высшем образовании, а оценка качества должна: основываться на доверии и сотрудничестве между вузами и оценивающими организациями; учитывать цели и задачи учебных заведений, а также образовательных программ; обеспечивать баланс между традициями и новаторством, академической направленностью и экономической релевантностью, логической обоснованностью учебной программы и свободой выбора для студента; включать проверку преподавания, исследовательской работы, управления и администрирования; принимать во внимание ответственное отношение к потребностям студентов и качество предоставляемых необразовательных услуг.
Обзор компьютерных графических средств по изобразительной деятельности
Название, системные требования Описание Несерьезные уроки: Учимся рисовать Издательство: «Новый Диск» Год выпуска: 2001 г. Носитель: CD Серия программ для детей "Несерьезные уроки" включает 9 дисков. Каждый из них представляет собой сборник игр, обучающих буквам и цифрам, развивающих памя ...
Содержание «линии задач с параметрами» в программе математики средней школы
на примере учебников А.Г. Мордковича
Несмотря на то, что программа по математике средней общеобразовательной школы не упоминает в явном виде о задачах с параметрами, было бы ошибкой утверждать, что вопрос о решении задач с параметрами никоим образом не затрагивается в рамках школьного курса математики. Достаточно вспомнить школьные ур ...
Маркетинг образовательных услуг
Образование — новая, поисковая, перспективная сфера маркетинга. Поиск наиболее оптимальных вариантов обучения, а также привлечение обучающихся, работодателей и дотаций из государственного бюджета — вот что может помочь приобрести маркетинг в сфере образования. Маркетинг – вид человеческой деятельно ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.