Создание адаптивной среды и обеспечение оптимальных условий для полноценного образования и воспитания детей с отклонениями в развитии.
Программа построена с учетом возрастных особенностей, физического и психического развития детей, их способности овладеть теоретическими знаниями и практическими навыками.
Структура программы включает в себя четыре направления:
Первое направление «Я и мое здоровье» направлено на формирование у воспитанников знаний о ЗОЖ и потребности в здоровом образе жизни, формирование нравственных представлений и убеждений. Направление реализуется в работе с младшими школьниками (1-4 класс).
Второе направление «Спорт – это жизнь» преследует цель на укрепление здоровья детей и совершенствование физического развития. Направление реализуется в работе с младшими школьниками (4 класс) и учащимися среднего звена (5-7 классы)
Третье направление «Твой выбор» направлено на формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам. Направление реализуется в работе с учащимися среднего звена (7-8 классы)
Четвертое направление «Самопознание и саморегуляция» ориентировано на формирование у воспитанников позитивного отношения к самому себе, потребности в саморазвитии, стимулирование к самовоспитанию. Направление реализуется в работе с учащимися старшего звена (9-10 классы).
В таблице 2 представлены ожидаемые результаты программы
Таблица 2
Прогнозируемые результаты
Дети должны знать |
Уметь |
Здоровье и здоровый образ жизни | |
- Сущность понятия «здоровье». - Факторы, оказывающие влияние на не только жизнь и здоровье человека, но и всего живого на Земле. - О роли правильного питания . - Значение гигиенических процедур для здоровья. |
- Распознавать факторы риска во внешней и внутренней среде организма. - Соблюдать правила питания - Выполнять гигиенические процедуры |
Спорт – это жизнь | |
- О роли двигательной активности в повышении работоспособности. - Правила закаливания организма. - О влиянии физкультуры и спорта на секреты долголетия. |
- Выполнять комплексы упражнений утренней гимнастики и для разминок на занятиях. - Выполнять доступные виды закаливания. |
Твой выбор | |
- Полезные и вредные привычки. - Привычки укрепления здоровья. - О вредном влиянии курения, алкоголя, наркотиков на здоровье. - Последствия курения, алкоголя и наркозависимости. |
- Критически относиться к употреблению табака, алкоголя, наркотических веществ. |
Саморазвитие и саморегуляция | |
- Знать самого себя и свои возможности. - Способы взаимодействия с людьми. - Качества, достойные человека. - Черты характера людей. - Причины неуверенности в себе. - Виды давления. - Причины неуверенности в себе. |
- Оценивать самого себя. - Отстаивать свою точку зрения. - Принимать решения в ситуациях, связанных с соблазном. - Говорить «нет» в опасных ситуациях. - Искать способы сотрудничества с людьми в различных ситуациях. - Находить друзей по интересам. |
Содержание программы по направлениям и методы работы представлено в Приложении 3. Учитывая контингент учащихся, в работе по формированию ЗОЖ используются активные формы деятельности с учащимися, обучение носит практический характер.
Направление «Я и мое здоровье». Теоретическая часть: беседы, викторины. Практическая часть: создание проекта, составление индивидуального меню на неделю.
Направление «Спорт – это жизнь». Теоретическая часть: беседы, викторины, дискуссия. Практическая часть: соревнования, эстафеты, праздники, конкурсы, подвижные игры.
Направление «Твой выбор». Теоретическая часть: видео-уроки, беседы с социальным педагогом, психологом, врачом-наркологом, викторины. Практическая часть: проектная работа, конкурс рисунков и плакатов.
Направление «Самопознание и саморегуляция». Теоретическая часть: круглый стол, беседы, тренинг, дискуссия. Практическая часть: тестирование, анкетирование.
Работа по программе осуществляется воспитателями и классными руководителями. Социальный педагог осуществляет руководство планированием работы по классам, оказывает помощь в обработке результатов диагностики, помощь в организации мероприятий, конкурсов, направленных на пропаганду ЗОЖ, предоставляет материалы для занятий из своей методической копилки.
Характеристика современных обучающих технологий и их
развивающих способностей: недостатки традиционных методов
Наукой доказано, что развитие творческого мышления, творческих способностей человека возможно лишь в условиях включения его в активную творческую деятельность. Объяснительно-иллюстративное обучение, составлявшее до недавнего времени основу учебно-воспитательного процесса в школе, не отвечает этому ...
Анализ психолого-педагогической и методической литературы по вопросам
развития речи младших школьников
Речевое развитие младших школьников – одна из основных остро стоящих проблем обучения русскому языку. Наиболее актуальным направлением современной методики русского языка является формирование у учащихся внимательного отношения к слову, к его употреблению, развитие способности воспринимать и оценив ...
Акустические основы
голосообразования
Голос — это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластических голосовых складок. Звук голоса — колебания частиц воздуха, распространяющихся в виде волн сгущения и раздражения. Источником звука человеческого голоса является гортань с голосовы ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.