2-я подструктура личности объединяет знания, умения, навыки и привычки, приобретенные в личном опыте путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности. Эта подструктура называется опытом, активность которого проявляется через волевые навыки и требует психолого-педагогического уровня изучения.
3-я подструктура объединяет индивидуальные особенности отдельных психологических процессов или психических функций: памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли. Она формируется в основном путем упражнения и изучается на индивидуальном психологическом уровне.
4-я подструктура объединяет свойства темперамента, или типологические свойства личности. Сюда же входят половые и возрастные свойства и патологические изменения. Эта подструктура определяется силой нервных процессов, а изучается на психологическом уровне.
Четыре обозначенные подструктуры включают в себя все известные свойства личности, а их взаимодействие образует иерархию подструктур личности и их свойства.
Объекты педагогической диагностики:
уровень развития социальных качеств школьника;
уровень общефизического развития школьника;
профориентационная направленность школьника;
характеристика общего состояния учебного процесса в классе, воспитательная возможность классного коллектива и воспитательный потенциал.
Таким образом, объекты педагогической диагностики в школе можно разделить на две группы: объекты, связанные с изучением собственно личности школьника, и объекты, необходимые для изучения основных источников педагогического воздействия на чувства, сознания и поведение учащихся.
Диагностика профессиональной направленности личности школьника в соответствии с особенностями ее психического развития.
Для того чтобы правильно решить сложную задачу определения будущего трудового и жизненного пути школьника, необходимо опираться на всестороннее изучение его личности. Выбор профессии подчиняется влиянию многих факторов социального, экономического, психологического и педагогического характера. Однако во всех случаях этот выбор осуществляется самой личностью с учетом своих индивидуально – психологических особенностей. В диагностике профессиональной направленности личности школьника вовсе необязательно изучать множество его индивидуально-психических свойств, достаточно знание тех, которые имеют важное значение для каждого типа профессий.
Основная цель диагностики – выявить те природные задатки школьника, позволяющие определить именно то направление будущей профессиональной деятельности, в котором лучше всего будут развиваться производственные способности и мастерство. С этой целью разработан блок индивидуального диагностического обследования личности школьника в курсе по выбору «Сфера услуг».
Выделяют десять психических свойств – пространственное мышление, слухоречевая память, зрительная память, логическое мышление, словарный запас, математическое мышление, глазомер, вычислительные способности, профессиональная склонность и профессиональный интерес, - которые в определенной степени представляют характер природных задатков школьников. Если уровни их развития соотнести с типами профессий, то можно определить, какой из пяти лучше всего подходит к каждому школьнику.
Проективные методы исследования личности
Количество имеющихся проективных методик достаточно велико и продолжает расти. Литература по проективным методикам обширна, по отдельным тестам число работ перевалило за 4000. Их главная особенность может быть обозначена как относительно неструктурированная задача, т.е. задача, допускающая почти не ...
Физиологические предпосылки форм организации физического
воспитания
Педагогическое воздействие в целях восстановления нарушенных и развития еще не сформировавшихся двигательных функций предполагает применение специальной системы физических упражнений в процессе обучения, воспитания и развития умственно отсталых детей. Занятие физическими упражнениями основаны на од ...
Организаторский и коммуникативный
компоненты деятельности учителя физической культуры
Организаторская деятельность учителя физического воспитания на уроке – одна из ведущих, она состоит из реализации на практике проектов (планов) учителя. Это деятельность одного человека, осуществляющего мобилизацию, координацию, взаимодействие и взаимосвязь совместно с действующей группой людей. Ор ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.