Для диагностики этих свойств используются специально разработанные психологами валидные и надежные тесты и специальные методики.
В современной науке применяется немало методов диагностики, однако далеко не все из них можно назвать научно обоснованными. Поэтому, к выбору методов и методик диагностики нужно подходить аккуратно. Мы применяли два метода – анкетирование и тестирование.
Опросные методы изучения педагогических проблем сравнительно просты по организации и универсальны как средства получения данных широкого тематического спектра.
В педагогике используются 3 общеизвестные разновидности опросных методов: беседы, анкетирование, интервьюирование.
Беседа - диалог исследователя с испытуемыми по заранее разработанной программе. К общим правилам использования беседы относятся выбор компетентных респондентов, обоснование и сообщение мотивов исследования, соответствующих интересам испытуемых, формировка вариации вопросов, включающих вопросы “ в лоб”, вопросы со скрытым смыслом; вопросы, проверяющие искренность ответов и другие.
Интервью. Правила интервьюирования включает создание условий, располагающих к искренности испытуемых. Как беседы, так и интервью более продуктивны в обстановке неофициальных контактов, симпатии.
Анкетирование. Как письменный опрос более продуктивен, документами, гибок по возможностям получения и обработки информации. Существует несколько видов анкетирования. Контактное анкетирование осуществляется при раздаче, заполнении и сборе заполненных анкет исследователем при непосредственном его общении с испытуемыми. Заочное анкетирование организуется посредствам корреспондентских связей. Анкеты с инструкциями рассылаются по почте, возвращаются таким же способом в адрес исследовательской организации. Прессовое анкетирование реализуется через анкету, размещённую в газете. После заполнения таких анкет читателям редакции оперирует полученными данными в соответствии с целями научного или практического замысла опроса.
Анкетирование – одно из основных технических средств конкретного социального исследования; применяется в социологических, социально-психологических, экономических, демографических и других исследованиях. В процессе анкетирования каждому лицу из группы, выбранной для анкетирования, предлагается ответить письменно на вопросы, поставленные в форме опросного листа – анкеты.
По форме вопросы разделяют на открытые (свободный ответ) и закрытые (ответ заключается в выборе из нескольких предлагаемых в анкете утверждений). Открытые вопросы дают более глубокие сведения, но при большом числе анкет приводят к значительным трудностям в обработке в связи с нестандартностью ответов. По содержанию вопросы делятся на объективные (об образовании, возрасте, заработной плате и др. опрашиваемого; при этом следует учитывать субъективные искажения при ответе) и субъективные, которые выявляют социально-психологическую установку опрашиваемого, его отношение к условиям своей жизни и определенным событиям. Ответы на вопросы носят, как правило, анонимный характер.
Основные правила построения анкеты: логическая последовательность тем, затрагиваемых вопросами; интерес опрашиваемого должен расти от вопроса к вопросу; отсутствие слишком сложных или интимных вопросов; соответствие формулировки вопросов образовательному уровню опрашиваемой группы; в закрытых вопросах должны быть предусмотрены все возможные варианты ответов; общее количество вопросов не должно быть слишком большим – анкетирование не должно утомлять или раздражать опрашиваемого.
Развитие экономического мышления - путь социализации личности учащихся
Цель: рассмотрение системы формирования экономического мышления, как одного из путей социализации личности учащихся. Задачи: 1. Определить понятие социализации и доказать, что формирование экономического мышления действительно является средством социализации личности учащихся; 2. Обобщить и описать ...
Опытно-экспериментальное исследование ценностных ориентаций подростков,
обучающихся в учебных заведениях инновационного типа
Как уже было заявлено в начале нашей работы, изучение ценностных ориентаций не видятся нам конструктивным вне применения культурологического и системно-деятельностного подходов. На основании этого мы считаем необходимым проведением опытно- экспериментальной работы в одной из школ города Тулы- муниц ...
Особенности
подросткового возраста как периода формирования системы ценностных
ориентаций
Средний школьный возраст принято в психологии называть отроческим или подростковым. Его границы охватывают возраст от 9-11 до 14-15 лет. Отрочество - период жизни между детством и взрослостью. Однако уже это простое определение содержит проблему: если начало пубертатного периода может быть с достат ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.