Это не только позволяет в значительной мере снять отрицательные сдвиги в физиологических системах организма, связанные с воздействием статической нагрузки, но и содействует развитию мелких мышц кисти, совершенствованию тонких двигательных координаций, нужных для выработки правильных графических навыков и, в первую очередь, навыков письма. Кроме того, проприоцептивные импульсы от пальцев рук вызывают активацию ассоциативных зон коры головного мозга, что положительно сказывается и на развитии речевой функции.
На других уроках (естествознании, ручном труде, пении, рисовании), когда позы детей бывают более свободными, игры-физкультминутки могут иметь сравнительно небольшую интенсивность. Однако если они проводятся на 4-м или 5-м уроках, т. е. в период наибольшего утомления, то, независимо от вида учебной работы, игровому отдыху рекомендуется уделять достаточно много времени.
На школьных переменах используются игры не только малой, но и средней подвижности. Подвижные игры могут быть направлены как на увеличение объема двигательной активности, так и на формирование навыков организации деятельности и решение рекреационных задач. Активный отдых на переменах способствует сглаживанию неблагоприятных функциональных сдвигов, обусловленных преимущественно влиянием статического компонента учебной деятельности; и от того, насколько рационально он будет организован, во многом зависит эффективность целостного учебно-воспитательного процесса. Экспериментально доказано, например, что сокращение длительности или ограничение подвижности школьников во время перемен резко усугубляет их утомление.
Наиболее благотворное влияние на работоспособность и здоровье учеников начальной школы оказывают перемены, организованные на открытом воздухе в виде игр средней подвижности, когда ходьба и бег занимают от 60 до 80% времени перемены (А. Г. Хрипкова, М.В.Антропова, 1980). Перемены, проведенные на воздухе, позволяют детям в большей мере утолить «двигательный голод», так как интенсивность двигательной активности здесь в два раза выше, чем во время перемен в помещении.
Подвижные игры и эстафеты, в которых участвует весь класс, несут большой эмоциональный заряд, способствуют быстрому и полному переключению детей на новой вид деятельности, а следовательно, и более полноценному их отдыху. Самостоятельные игры и спортивные развлечения в малых группах или в парах полнее удовлетворяют индивидуальные склонности детей к различным двигательным действиям, выявляют и развивают их социальные способности, облегчая тем самым процесс адаптации.
Однако свобода и самостоятельность двигательной активности детей в ходе динамических пауз обязательно продумывается и планируется педагогом заранее. Она определяется временем, необходимым непосредственно на выполнение двигательных действий (ходьба, бег, прыжки, метание, имитационные упражнения), их активностью, а также общей продолжительностью игры. Самыми удачными и действенными в оздоровительном аспекте Ю. Ф. Змановский (1988) считает те игры, в которых ребенок бегает не быстро, но длительно, тренируя выносливость. Прежде всего это всем известные «салки» с бегом и прыжками, игры типа «Цыплята и наседка», «Хитрая лиса», «Найди свой домик» и др., в которых дети выполняют разные беговые и прыжковые циклические упражнения, благотворно сказывающиеся на их здоровье и общем развитии.
Экспериментальные исследования подтверждают преимущество организованной формы активного отдыха младших школьников. Так, при сравнении объема движений у учеников при активной роли педагога не только в общих, но и в самостоятельных играх и спортивных развлечениях с тактикой его невмешательства в свободный отдых детей и их игровой выбор обнаружилось, что в последнем случае определенная активность наблюдалась только среди мальчиков. Они играли в хоккей, в «войну», в снежки, салки, строили снежные укрепления и т.д., в то время как девочки в основном принимали участие в играх, не способствующих активному отдыху.
Методы и принцИпы обучения в
системе физического воспитания
Методика лишь тогда ведет кратчайшим путем к цели, когда основывается на верных принципах. Наиболее общие отправные положения, определяющие всю направленность и организацию деятельности по физическому воспитанию в нашем обществе, - это принципы всестороннего гармонического развития личности, связи ...
Исследование уровня сформированности самостоятельности у детей старшего
дошкольного возраста
Данное исследование проводилось на базе МБДОУ «Миляшкай» с.Муслюмово Муслюмовского района РТ. В исследовании участвовали 26 детей экспериментальной группы и 26 детей контрольной группы, и их родители. В экспериментальной группе мы проводили методики и определили уровень самостоятельности, а в контр ...
Разработка системы самостоятельных работ учащихся и средств её комплексного
обеспечения по дисциплине профессионального цикла «Технология одежды»
Сущность самостоятельной работы учащихся заключается в организации самостоятельной познавательной деятельности. Она является одним из важных средств подготовки учащихся к активной самообразовательной работе и в этом состоит ее основная дидактическая цель. Анализ учебно-програмной документации, пер ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.