К числу общих возможностей следует отнести восполнение общей суточной двигательной активности, адаптацию к меняющимся средовым условиям, повышение работоспособности, регуляцию мышечной и умственной деятельности младших школьников. Частные же возможности позволяют педагогу сделать акцент на той или иной форме в зависимости от школьных условий, индивидуально-типологических особенностей и потребностей развития учеников. При этом каждая из форм имеет определенную интенсивность двигательной нагрузки во время игр — малую, умеренную (среднюю) или выраженную (высокую).
Например, во время гимнастики до учебных занятий, основными задачами которой являются повышение возбудимости нервной системы, активизация обменных процессов, ускорение вхождения ребенка в учебный день, создание позитивного эмоционального настроя и стимуляция «коллективного духа» в классе, рекомендуется проводить подвижные игры и игровые упражнения малой интенсивности. Гимнастика на открытом воздухе закаливает организм и повышает его сопротивляемость простудным заболеваниям. В нее могут входить, например, игровые имитационные упражнения, выполняемые под музыку или без нее — «Лошадка», «Силачи», «Березка», «Пружинка» и др.
Во время физкультурных пауз на общеобразовательных уроках, которые рекомендуется проводить в целях предупреждения утомления и повышения работоспособности учеников, кратковременного, но эффективного активного отдыха органов слуха и зрения, испытывающих значительную нагрузку во время уроков, расслабления мышц туловища и особенно спины после значительного статического напряжения, включаются игровые компоненты также малой интенсивности. Наиболее целесообразно приурочить их к тому времени, когда у учеников появляются первые признаки утомления. «Дайте ребенку немного подвигаться, и он подарит вас опять десятью минутами внимания, а десять минут живого внимания, если вы сумели ими воспользоваться, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий», — убеждал педагогов в пользе такого кратковременного отдыха еще К. Д. Ушинский.
Продолжительная и относительно однообразная умственная работа, к которой ребенок 6 — 7 лет еще не привык, физиологически связана с ритмическим возбуждением определенных участков коры головного мозга. Это возбуждение при утомлении сменяется внутренним торможением, вследствие чего ослабевает внимание детей, они начинают отвлекаться, разговаривать. Кратковременные физические упражнения и игры, вызывая возбуждение других участков мозга, усиливают кровообращение и создают возможность для отдыха участков, находившихся в раздраженном состоянии во время учебных занятий. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, восприятие учебного материала улучшается, состояние в целом активизируется. Движения для игр-физкультминуток подбираются так, чтобы по своему характеру они были противоположны положению туловища, рук, ног, головы, движению рук детей во время урока и снимали застойные явления, вызываемые сидением за партой, содействуя выпрямлению и разгрузке позвоночника. В них целесообразно, например, включать игры и игровые упражнения для снятия:
утомления глаз;
напряжения мышц кисти;
общего утомления и др.
Педагогическое внимание должно быть нацелено на соотнесение качества и числа игр во время физкультурных пауз на уроках с днем учебной недели, сезонными и погодными условиями, общим самочувствием учеников класса и их эмоциональным настроем в тот ли иной конкретный день и на том или ином конкретном уроке.
Особо тщательно следует подходить к подбору игр-физкультминуток на уроках русского языка, чтения и математики, когда школьники продолжительное время находятся в статических позах. В упражнениях должны быть задействованы как крупные мышцы туловища и конечностей, так и мелкие мышцы кисти и пальцев рук.
Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада
Конспекты занятий основаны на методике Комаровой Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» и методике Саккулиной Н.П., Комаровой Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду». Занятие 1. Тема: Рисование поезда Цель: Учить вычленять основные части предмета, называть и опреде ...
Метод проектов
Метод проектов возник в 1920-е годы в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Джоном Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение ...
Просмотр занятия по конструированию. Тема: «Игрушки»
Задачи, которые поставил педагог: Продолжать учить детей самостоятельному конструированию из строительного материала, используя в качестве образцов рисунок-схему. Анализ: Данное занятие методически построено правильно, четко прослеживается тема и цель. Выделены конкретно те задачи, которые реализов ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.