Таблица 4. Результаты обследования коммуникативно-речевых действий по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности на констатирующем этапе
Имя, фамилия ребенка |
Егор М. |
Даша С. |
Андрей Т. |
Юля Е. |
Дима И. |
Денис Т. |
Надя Л. |
Даша М. |
Ваня С. |
Влад С. |
Балл |
3 |
3 |
2 |
5 |
3 |
2 |
- |
3 |
5 |
2 |
С низким уровнем оказался один результат. Семь детей показали средние результаты – сходство узоров выявлено практически у всех детей и позитивное отношение к совместной деятельности, затруднение вызывают построение понятного объяснения для партнера и постановка вопросов. Все критерии представлены на высоком уровне у двоих детей (см. Приложение № 2).
Для детей весьма значимы сформированные коммуникативные умения: инициативность в беседе, направленность на социального партнера, живое участие в разговоре, которые так необходимы в жизни (для общения, получения информации, для спора, объяснения), а также для учебы в школе.
Суммировав результаты по всем исследованным показателям можно сделать вывод: общий уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у детей – средний (70%), 2 детей (20%) показали высокий уровень, а у 1 (10%) – низкий (см. Диаграмму 1).
Диаграммма 1. Уровни сформированности коммуникативных универсальных учебных действий на констатирующем этапе
Рис.
Таким образом, низкий уровень коммуникативной компетентности детей, находящий отражение в увеличении числа детей с высокой социальной и межличностной тревожностью, явлениях преследования и отвержения сверстников в школе и детском саду, росте одиночества, большом числе детей с низким социометрическим статусом, изолированных и отвергаемых в детском коллективе ставит задачу формирования умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразию точек зрения и мнений, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.
На втором этапе исследования был проведен формирующий эксперимент. В нем ставилась задача проследить изменения умения общаться в процессе разработанной программы.
Речь сопровождает практически все виды деятельности ребенка, совершенствует ее и обогащается сама. Дошкольный возраст – возраст интенсивного формирования речи, а это благоприятная пора для выработки навыков эффективного общения. Учитывая исключительное значение речи в развитии ребенка, понимая и принимая во внимание специфические особенности развития детей, мы пришли к выводу о необходимости использования в воспитательно-образовательном процессе системы игр и упражнений. Играя, дети учатся человеческой способности к сотрудничеству, а навыки общения детей дошкольников закрепляются в игре. Педагогические и образовательные издания постоянно в последнее время публикуют информацию о преимуществах игрового общения перед обучающим. Наша задача – воспитание свободной личности, способной к полноценному общению.
Начиная работу по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у старших дошкольников, мы поставили перед собой следующие цели:
- объединять детей с разными характерами, владеющих различными умениями и навыками, способствуя развитию общения;
- развивать непринужденное общение, взаимодействовать с людьми и налаживать хорошие взаимоотношения в различных социальных ситуациях;
- умению общаться при помощи неречевых средств (мимики, пантомимики, жестов) и понимать собеседника по используемым жестам и мимике (занятие №1);
- умению устанавливать контакт с помощью речевых и неречевых средств (обращение по имени, контакт глаз, комплимент) (занятие №2);
- умению использовать речевые вариативные формулы (приветствие, прощание, благодарности (занятия №3-5);
- умению понимать и выражать свое настроение при помощи слов (занятие №6);
Методы и принцИпы обучения в
системе физического воспитания
Методика лишь тогда ведет кратчайшим путем к цели, когда основывается на верных принципах. Наиболее общие отправные положения, определяющие всю направленность и организацию деятельности по физическому воспитанию в нашем обществе, - это принципы всестороннего гармонического развития личности, связи ...
Доклад Комитета Диринга: основные направления развития высшей школы
Исходя из направленности данной работы, мы выделяем здесь шесть, на наш взгляд, основных проблем, которые рассматриваются в докладе Национального Комитета. Многие проблемы, поднимаемые в докладе Национального Комитета, не вполне соответствуют его структурному делению на главы. Поскольку для данного ...
Современная семья и её проблемы
Сегодня изменения происходят и в отношениях мужчин и женщин в семье. Их взаимоотношения, а также отношения разных поколений, степеней родства, родителей и детей разного пола и возраста не заданы жестко их положением в семейном клане. Теперь трудно выделить, кто кого “главнее” и в семье. Изменяется ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.