Педагогика и образование » Формирование универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста как предпосылка их дальнейшего успешного систематического обучения » Описание программы исследовательской работы и описание хода констатирующего этапа

Описание программы исследовательской работы и описание хода констатирующего этапа

Страница 3

Таблица 4. Результаты обследования коммуникативно-речевых действий по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности на констатирующем этапе

Имя, фамилия ребенка

Егор М.

Даша С.

Андрей Т.

Юля Е.

Дима И.

Денис Т.

Надя Л.

Даша М.

Ваня С.

Влад С.

Балл

3

3

2

5

3

2

-

3

5

2

С низким уровнем оказался один результат. Семь детей показали средние результаты – сходство узоров выявлено практически у всех детей и позитивное отношение к совместной деятельности, затруднение вызывают построение понятного объяснения для партнера и постановка вопросов. Все критерии представлены на высоком уровне у двоих детей (см. Приложение № 2).

Для детей весьма значимы сформированные коммуникативные умения: инициативность в беседе, направленность на социального партнера, живое участие в разговоре, которые так необходимы в жизни (для общения, получения информации, для спора, объяснения), а также для учебы в школе.

Суммировав результаты по всем исследованным показателям можно сделать вывод: общий уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у детей – средний (70%), 2 детей (20%) показали высокий уровень, а у 1 (10%) – низкий (см. Диаграмму 1).

Диаграммма 1. Уровни сформированности коммуникативных универсальных учебных действий на констатирующем этапе

Рис.

Таким образом, низкий уровень коммуникативной компетентности детей, находящий отражение в увеличении числа детей с высокой социальной и межличностной тревожностью, явлениях преследования и отвержения сверстников в школе и детском саду, росте одиночества, большом числе детей с низким социометрическим статусом, изолированных и отвергаемых в детском коллективе ставит задачу формирования умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразию точек зрения и мнений, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.

На втором этапе исследования был проведен формирующий эксперимент. В нем ставилась задача проследить изменения умения общаться в процессе разработанной программы.

Речь сопровождает практически все виды деятельности ребенка, совершенствует ее и обогащается сама. Дошкольный возраст – возраст интенсивного формирования речи, а это благоприятная пора для выработки навыков эффективного общения. Учитывая исключительное значение речи в развитии ребенка, понимая и принимая во внимание специфические особенности развития детей, мы пришли к выводу о необходимости использования в воспитательно-образовательном процессе системы игр и упражнений. Играя, дети учатся человеческой способности к сотрудничеству, а навыки общения детей дошкольников закрепляются в игре. Педагогические и образовательные издания постоянно в последнее время публикуют информацию о преимуществах игрового общения перед обучающим. Наша задача – воспитание свободной личности, способной к полноценному общению.

Начиная работу по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у старших дошкольников, мы поставили перед собой следующие цели:

- объединять детей с разными характерами, владеющих различными умениями и навыками, способствуя развитию общения;

- развивать непринужденное общение, взаимодействовать с людьми и налаживать хорошие взаимоотношения в различных социальных ситуациях;

- умению общаться при помощи неречевых средств (мимики, пантомимики, жестов) и понимать собеседника по используемым жестам и мимике (занятие №1);

- умению устанавливать контакт с помощью речевых и неречевых средств (обращение по имени, контакт глаз, комплимент) (занятие №2);

- умению использовать речевые вариативные формулы (приветствие, прощание, благодарности (занятия №3-5);

- умению понимать и выражать свое настроение при помощи слов (занятие №6);

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Особенности курса информатики на современном этапе
В последние годы в нашей стране активно проводится эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования, затрагивающий все ступени образования. Необходимость организации непрерывности обучения информатике в средней общеобразовательной школе назрела давно. Ещё Козьма Прутков ск ...

Задачи по геометрии, решаемые методами оригами
Слово "оригами" происходит от двух японских слов: "ори" – сложенный, "ками" – бумага, и может быть переведено как "сложенная бумага". Складывание фигурок из бумаги имеет многовековую историю и своими корнями тесно связано с культурой Востока. Неопределяемыми ...

Формирование предметной отнесенности слова
Анализируя развитие значения слова в онтогенезе, Л. С. Выготский писал: «Речь и значение слов развивались естественным путем, и история того, как психологически развивалось значение слова, помогает осветить до известной степени, как происходит развитие знаков, как у ребенка естественным образом воз ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.2884