Было проведено исследование уровня формирования коммуникативных универсальных учебных действий старшего дошкольного возраста.
По результатам исследования можно сказать, что дети научились устанавливать контакт со сверстниками, сопереживать, уступать и сотрудничать друг с другом. Кроме того, адекватно передавать и воспринимать информацию. Таким образом, в ходе систематической, целенаправленной работы произошли качественные и количественные изменения у детей старшего дошкольного возраста посредством использования системы игр и упражнений .
Таким образом, гипотеза о том, что формирование универсальных учебных действий у старших дошкольников способствует дальнейшему успешному обучению в школе благодаря системе игр и упражнений подтвердилась. Основываясь на выводах, результатах экспериментального исследования проведена работа по созданию условий, подбору игр и упражнений, разработке методов и приемов с детьми, способствующих развитию коммуникативных способностей.
Проведенная работа позволяет дать следующие рекомендации для воспитателей:
1. Если ребенок забывает речевые этикетные формулы (прощания, приветствия, благодарности) то ему можно подсказать в стихотворной форме: «Лена, ты знаешь, что растает даже ледяная глыба, от слова теплого … (спасибо)».
2. Для развития умения устанавливать контакт с собеседником предложите детям следующие упражнения: «Как можно нас назвать по-разному?», «Улыбка», «Комплимент».
3. Для поддержания желания и совершенствования умения выражать свое настроение предложите детям игры и упражнения из цикла:
- «Я и мои эмоции», «Лица», «Мимическая гимнастика», «Маски», «Глаза в глаза», «Как ты сегодня себя чувствуешь?».
4. Для совершенствования у детей умения общаться без слов сначала дайте им распознать изображенный жест (на рисунке, фотографии, диафильме), а затем предложите игры:
- «Угадай», «Походки», «Иностранец», «Расскажи стихи без слов», «Изобрази пословицу».
5. Для совершенствования умения ясно и четко произносить слова предложите детям:
- изобразить, как бушует море, каким голосом говорит Баба Яга, Золушка и другие сказочные персонажи;
- произнести знакомое четверостишие - шепотом, максимально громко, как робот, со скоростью пулеметной очереди, грустно, радостно, удивленно, безразлично.
6. Для развития у детей эмпатии и эмпатийного поведения предложите им:
- участие в кукольном спектакле, драматизации сказок, то в качестве зрителей, то в качестве актеров (происходит сближение с персонажем; свободный выбор и ролевое изображение помогает ребенку глубоко понять художественное произведение);
- сюжетные творческие игры, с повторением сцен - ребенок играет сначала одну роль, затем тут же другую (это помогает научить детей видеть эмоциональное состояние другого);
- разговор по телефону со сказочными персонажами, выражая свое отношение к тому или иному персонажу;
- следующие упражнения, игры: «Опиши друга», «Подари подарок другу», «Царевна-Несмеяна», «Сравнение», «Волшебный магазин».
7. Для развития у детей умения вести себя в конфликтной ситуации проанализируйте с детьми такие ситуации, которые имели место в прошлом опыте детей. Для анализа поведения конфликтовавших детей используйте аналогичное поведение известных детям сказочных персонажей. Если ребенок вел себя по отношению к другому очень жестоко, то его поведение можно сравнить с поведением Карабаса-Барабаса, Бармалея и т.д.
8. Для закрепления коммуникативных умений у детей предложите детям такую форму общения, как общение с малышами. Им нужно будет ответить на жалобу малыша; разрешить конфликт; отреагировать на неэтичные высказывания детей.
Осуществляя работу с родителями, важно учитывать, что «субъект -субъектные» отношения в семье предполагают:
1) гуманные отношения между супругами в процессе общения, косвенно влияющие на взаимоотношения детей;
2) гуманные отношения между детьми, являющиеся результатом воспитательной деятельности родителей.
Принимая это во внимание, родителям необходимо предложить два вида рекомендаций для:
- совершенствования собственных умений межличностного общения;
- формирования гуманных отношений с детьми в процессе общения и совершенствования умений общения у детей.
Возникновение воспитания
Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной жизни; и если процесс общения ребенка и среды будет не организован, то воспитательное воздействие приобретет стихийный характер. Результаты такого воздействия могут быть весьма непредсказуемыми. Формирование человека как личности требует от ...
Организация работы. Методы и приемы обучения. Формирование навыков учебной
деятельности
Занятия по математике проводятся еженедельно, начиная с сентября, в определенный день недели. Продолжительность занятий — 20 мин. На каждом занятии идет работа одновременно по новой теме и повторению пройденного. В средней группе необходимо ограничиться работой только по 2 темам. В отдельных случая ...
Педагогическая теория М. Монтессори: свобода личности,
самовоспитание, самообучение
Мария Монтессори — итальянский педагог, теоретик дошкольного воспитания; окончила Римский университет и была первой в Италии женщиной, получившей степень доктора медицинских наук, звание профессора антропологии и гигиены. Монтессори в 1898—1900 гг. работала в детской психиатрической клинике и впосл ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.