Педагогика и образование » Формирование универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста как предпосылка их дальнейшего успешного систематического обучения » Описание программы исследовательской работы и описание хода констатирующего этапа

Описание программы исследовательской работы и описание хода констатирующего этапа

Страница 2

При этом воспитатель задает вопросы ребенку, сидящему напротив, на которые он должен ответить словесно или в форме действия. Задания предъявляются индивидуально. Каждый верный ответ засчитывался в 1 балл. Оценивание проводилось по количеству правильных ответов. Результаты обследования по методике Пиаже на констатирующем этапе представлены в таблице 2.

Таблица 2. Результаты обследования коммуникативных универсальных учебных действий, направленные на учет позиции собеседника на констатирующем этапе

Имя, фамилия ребенка

Егор М.

Даша С.

Андрей Т.

Юля Е.

Дима И.

Денис Т.

Надя Л.

Даша М.

Ваня С.

Влад С.

Балл

3

3

2

4

2

1

-

2

4

2

С низким уровнем оказался один результат. Семь человек показали средние результаты – дети правильно определяют стороны относительно своей позиции, но не учитывают позиции, отличной от своей. На все вопросы во всех четырех пробах ответило правильно двое детей, то есть учитывают отличия позиции другого человека.

Далее мы провели диагностику по сформированности коммуникативных универсальных учебных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществлении сотрудничества (кооперацию). Для этого мы использовали задание «Рукавички» Г.А.Цукермана. Работа проводилась в парах. Детям были предложены рукавички по одному изображению каждому и попросили украсить их так, чтобы они составили пару, то есть были одинаковыми. Во время этого задания обращали особое внимание на продуктивность совместной деятельности (сходство узоров), умение детей договариваться (убеждать, аргументировать, приходить к общему решению), взаимный контроль (замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла), взаимопомощь, эмоциональное отношение к совместной деятельности. Результаты обследования по методике Г.А.Цукермана на констатирующем этапе представлены в таблице 3.

Таблица 3. Результаты обследования коммуникативных универсальных учебных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества на констатирующем этапе

Имя, фамилия ребенка

Егор М.

Даша С.

Андрей Т.

Юля Е.

Дима И.

Денис Т.

Надя Л.

Даша М.

Ваня С.

Влад С.

Балл

2

3

2

5

2

1

1

3

4

3

В этом задании низких результатов дети не показали. Все пытались договориться, но не все так просто. Средних результатов – 9, так как многим детям не удается прийти к общему решению и оказать помощь друг другу. С высоким результатом один человек, Юля Е. довольно общительная девочка и оказала большую взаимопомощь при рисовании для получения сходных узоров.

И последним заданием на констатирующем этапе обследования была проведена диагностика коммуникативно-речевых действий по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности (коммуникация как предпосылка интериоризации). Для этого мы использовали задание «Узор под диктовку» Г.А.Цукерман. Задание выполнялось парами. Одному ребенку были предложены четыре карточки с узорами, а другому – разноцветные фишки, которые он должен выложить соответственно рисунку. Между детьми установили ширму, они могли пользоваться только речевыми подсказками. После выполнения задания дети менялись ролями. Особое внимание обращалось на продуктивность совместной деятельности (сходство выложенных узоров), способность строить понятные для партнера высказывания, умение задавать вопросы, способы взаимного контроля, эмоциональное отношение к совместной деятельности (позитивное, нейтральное, негативное). Результаты обследования по методике Г.А.Цукерман «Узор под диктовку» на констатирующем этапе мы представили в таблице 4.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Учебные телекоммуникационные проекты
Если говорить об использовании метода проектов в практике обучения иностранным языкам, то, разумеется, наибольший интерес представляют международные телекоммуникационные проекты. Именно такие проекты позволяют решить наиболее сложную и вместе с тем самую существенную для методики задачу - создание ...

Основные парадигмы зарубежной педагогики: традиционализм и реформаторство
В первой половине XX столетия в мировой школе и педагогике происходили существенные сдвиги. Этому способствовали многие важные факторы: возрастающий объем знаний, умений, навыков, которые должны были усвоить учащиеся, результаты исследований о природе детства. Система образования подверглась острой ...

Адаптация к школьному обучению детей в возрасте 6 и 7 лет и анализ причин дезадаптации
Адаптация к школе — перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. «Благополучное сочетание социальных внешних условий ведет к адаптированности, неблагополучное — к дезадаптации». Основными особенност ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0169