Таким образом, в процессе формирующего эксперимента дети осваивали умение межличностного общения. Успешность развития предпосылок во многом определяется тем, насколько педагог учитывает своеобразие деятельности старших дошкольников и, в частности, как он использует для этой цели игры и игровые упражнения. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации. Программа помогает развивать в ребенке те качества, которые позволят ему безболезненно адаптироваться в окружающем социуме. Непринужденное общение способствует развитию детского коллектива. Итак, все это является прямым подтверждением народной мудрости: «Уметь общаться – в счастье купаться».
После проведения данной работы в течение года нами был проведён контрольный эксперимент. Вторичное обследование детей по методикам, используемым во время констатирующего эксперимента, показало наличие тесной взаимосвязи между всеми составляющими уровней развития коммуникативной деятельности: специфическими особенностями решения заданий методик и участием детей в различных играх после проведённой педагогами работы. Результаты были следующие:
1. Выявление уровня сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника показало, что только один человек (10%) испытывает трудности в определении сторон по отношению к партнеру. Девять детей (90%) учитывают отличия позиции другого человека.
2. При повторном выявлении уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества у трех детей (30%) средний уровень, семь детей (70%) – высокий уровень.
3. Результаты обследования умения выделять и отображать в речи существенные ориентиры действия, а также передавать их партнеру следующие: трое детей (30%) – средний уровень, семь детей (70%) – высокий уровень. Низких результатов не выявлено. Протоколы представлены в приложении. Суммировав результаты по всем исследованным показателям можно сделать вывод: общий уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у детей – высокий (70%), 3 детей (30%) показали средний уровень (см. Диаграмму 2). Диаграммма 2. Уровни сформированности коммуникативных универсальных учебных действий на контрольном этапе
Рис.
На следующих диаграммах зафиксированы сравнительные показатели обследования сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у старших дошкольников на констатирующем и контрольном этапах исследования (см. Диаграмму 3).
Диаграмма 3. Соотношение коммуникативных универсальных учебных действий на констатирующем и контрольном этапах
Таким образом, можно сделать вывод, что данная система мероприятий позволила качественно, на уровне современных требований решить задачу по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста.
Изучение развития общения показало.
1. Комплекс игр и упражнений включенный в учебно-воспитательный процесс способствует эффективному развитию общения.
2. Общение со сверстниками зависит от статусного положения каждого члена группы, с популярными детьми охотнее общаться.
3. Анализ литературных источников, предшествующий практической части работы, позволил структурировать отобранной материал наиболее логическим и приемлемым способом, в соответствии с целью исследования.
4. Экспериментальные занятия в подготовительной группе были достаточно продуктивны. Подобранный и модифицированный игровой комплекс занятий способствует развитию общения старших дошкольников со сверстниками.
На основе целенаправленного исследования по формированию универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста выявлено, что эта проблема является актуальной на сегодняшний день. Педагогами и психологами доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой воспитания. В рамках проделанной нами работы мы смогли проанализировать такие основополагающие понятия как «универсальные учебные действия», «виды универсальных учебных действий», «способы формирования универсальных учебных действий» и подробно рассмотреть методы формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Коммуникативные способности, умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности к нему окружающих людей. Формирование этих способностей – важное условие нормального психического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. В то время как, умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности, это залог успешного психического здоровья человека.
Индивидуальные различия в потребностях и мотивах
Источник активности человека, как известно, - его потребности. Мотив – побуждение к активности в определённом направлении. Он появляется, когда человек хочет удовлетворить ту или иную свою потребность. Уровень развития потребностей у людей различен. Сегодня мы хорошо пользуемся классификацией потре ...
Психологические основы обучения иностранному языку в младшем школьном
возрасте
Эксперименты последних лет подтвердили, что занятия иностранным языком развивают детей, прежде всего, их логическое мышление, поднимают их образовательный и культурный уровень, наблюдается положительное влияние изучения иностранного языка и на знание родного. Длительность сенситивного, т.е. наиболе ...
Содержание и методы работы учителя – дефектолога по разделу «Игра»
Главная цель работы учителя-дефектолога состоит в том, чтобы в результате систематических занятий у его воспитанников сформировался сложный механизм игры, включающий в себя на высших ступенях ее развития воображаемую ситуацию, действия с предметами-заместителями, ролевое поведение. Проводить заняти ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.